(по Э. Фромму) — тип характера. Человек, обладающий рецептивной ориентацией, полагает, что «источник всех благ» находится во внешнем мире, и считает, что единственный путь обрести желаемое — будь то нечто материальное или какое-то чувство, любовь, знание, удовольствие — это путь получения извне.
Если такие люди умны, они будут лучшими слушателями, поскольку их ориентация связана с поглощением идей, а не с их выработкой; предоставленные сами себе, они чувствуют себя несостоятельными. Таким людям свойственно искать кого-нибудь, кто дал бы им требуемую информацию, вместо того, чтобы приложить хотя бы минимум усилий и получить ее самостоятельно. Если же такие люди религиозны, то их понимание Бога таково, что все, чего они ожидают, они ожидают от Бога, а не от собственной деятельности. Если же они не религиозны, то их отношение к людям или к общественным институтам все равно то же самое: они всегда ищут «доброго волшебника». К руке дающей они испытывают особое чувство преданности и вечно испытывают страх ее потери. Но поскольку они нуждаются в поддержке многих, чтобы чувствовать себя в безопасности, то они вынуждены проявлять преданность к большинству людей.
Им трудно сказать «нет», и они легко, в подтверждение своей преданности, дают обещания. Они зависимы не только от авторитетов в делах знания или помощи, но и вообще от людей, оказывающих им хоть какую-то поддержку. В одиночестве они чувствую себя совсем потерянными, ибо не в состоянии ничем заняться без посторонней помощи. Что же касается межличностных отношений, то они спрашивают совета именно у тех, в отношении кого должны принять то или иное решение.
Субъекты с рецептивной ориентацией любят хорошо поесть и выпить. Чтобы справиться с волнением или подавить депрессию, они все время что-нибудь едят или пьют. Наиболее выдающаяся и выразительная черта их лица — их рот; губы полуоткрыты так, словно они все время готовятся к принятию пищи. В целом же, лица с рецептивной ориентацией обладают оптимистическим мировоззрением и дружелюбием. Они испытывают определенное доверие к жизни, но впадают в состояние тревоги и даже безумия, если источник их поддержки находится под угрозой. Они часто бывают искренне сердечны и испытывают искреннее желание помочь другим, но помощь другим предполагает определенную поддержку со стороны тех, кому оказывается благорасположение.
На профессионально-поведенческом уровне представители рецептивной ориентации характера проявляют следующие качества: пассивность, неинициативность, ответственность, бесхарактерность, преданность, подчиненность, скромность, обаятельность, паразитарная позиция, адаптивность, беспринципность, социальная приспособляемость, идеалистичность, нереалистичность, чувствительность, малодушие, вежливость, «бесхребетность», доверительность, легковерность, чуткость, деликатность, сентиментальность.
Использование материалов с сайта www.corvus.com.ua разрешается только при указании автора и ссылки на оригинал.
Глоссарий по психофизиологии
Рецептивная ориентация
(по Э. Фромму) — тип характера. Человек, обладающий рецептивной ориентацией, полагает, что «источник всех благ» находится во внешнем мире, и считает, что единственный путь обрести желаемое — будь то нечто материальное или какое-то чувство, любовь, знание, удовольствие — это путь получения извне.
Если такие люди умны, они будут лучшими слушателями, поскольку их ориентация связана с поглощением идей, а не с их выработкой; предоставленные сами себе, они чувствуют себя несостоятельными. Таким людям свойственно искать кого-нибудь, кто дал бы им требуемую информацию, вместо того, чтобы приложить хотя бы минимум усилий и получить ее самостоятельно. Если же такие люди религиозны, то их понимание Бога таково, что все, чего они ожидают, они ожидают от Бога, а не от собственной деятельности. Если же они не религиозны, то их отношение к людям или к общественным институтам все равно то же самое: они всегда ищут «доброго волшебника». К руке дающей они испытывают особое чувство преданности и вечно испытывают страх ее потери. Но поскольку они нуждаются в поддержке многих, чтобы чувствовать себя в безопасности, то они вынуждены проявлять преданность к большинству людей.
Им трудно сказать «нет», и они легко, в подтверждение своей преданности, дают обещания. Они зависимы не только от авторитетов в делах знания или помощи, но и вообще от людей, оказывающих им хоть какую-то поддержку. В одиночестве они чувствую себя совсем потерянными, ибо не в состоянии ничем заняться без посторонней помощи. Что же касается межличностных отношений, то они спрашивают совета именно у тех, в отношении кого должны принять то или иное решение.
С точки зрения психоанализа заболеваний (психосоматика), люди с рецептивной ориентацией часто будут подвержены таким заболеваниям, как ангина и воспаление почек. Ведь в основе ангины и проблем с почками как раз лежит чрезмерная социальная адаптация и неспособность сказать «нет». Также отдельным аспектом стоит рассмотреть риск заболевания щитовидной железы (гипофункция). Это то состояние, когда человек вместо того, чтобы самому печься о себе, перекладывает эту ответственность на других.
Субъекты с рецептивной ориентацией любят хорошо поесть и выпить. Чтобы справиться с волнением или подавить депрессию, они все время что-нибудь едят или пьют. Наиболее выдающаяся и выразительная черта их лица — их рот; губы полуоткрыты так, словно они все время готовятся к принятию пищи. В целом же, лица с рецептивной ориентацией обладают оптимистическим мировоззрением и дружелюбием. Они испытывают определенное доверие к жизни, но впадают в состояние тревоги и даже безумия, если источник их поддержки находится под угрозой. Они часто бывают искренне сердечны и испытывают искреннее желание помочь другим, но помощь другим предполагает определенную поддержку со стороны тех, кому оказывается благорасположение.
На профессионально-поведенческом уровне представители рецептивной ориентации характера проявляют следующие качества: пассивность, неинициативность, ответственность, бесхарактерность, преданность, подчиненность, скромность, обаятельность, паразитарная позиция, адаптивность, беспринципность, социальная приспособляемость, идеалистичность, нереалистичность, чувствительность, малодушие, вежливость, «бесхребетность», доверительность, легковерность, чуткость, деликатность, сентиментальность.
термины на букву