Тренинговый центр
«Мастерская визуальной психодиагностики»

Задать вопрос
Задать вопрос
I'm not a bot

Близорукость (психосоматика)

07 декабря, 20:20
Комментарии: 0
Близорукость (психосоматика)
Близорукость (заболевания глаз)

Близорукость – это заболевание глаз, когда человек плохо видит вдаль. При этом то, что вблизи, «под носом» видится хорошо и отчетливо. Такое может происходить по нескольким причинам.

Первая причина близорукости с точки зрения психосоматики – это когда человек тотально живет решением ближайших, оперативных задач. Он, в буквальном смысле слова, утонул в рутине, текущих процессах. У человека теряется способность планировать вдаль, нет стратегичности расчета своего движения. Вместо этого, происходит смена одного дела следующим.

Этот аспект близорукости очень важен в плане профессиональной пригодности человека. Близорукого человека нежелательно ставить на руководящую и управленческую работу, в которой важна стратегичность планирования рабочего процесса. Если вам нужен тот, кто будет слишком дотошен к деталям, тогда близорукий годится. Но умения встать над ситуацией, и увидеть к какой конечной точке идет весь процесс, близорукому человеку сложно.

Вторая причина близорукости сточки зрения психосоматики – это когда на человека взваливается большая ответственность и ожидания со стороны его окружения. Такая модель нарабатывается в детском возрасте воспитанием родителей. Как пример, когда ребенка нагружают понятиями: «ты должен хорошо учиться», «ты должен знать математику или английский», «ты мой сын, и ты должен в жизни добиться успеха и стать тем-то и тем-то». Как только ребенок не тянет, и понимает, что он не справляется, он начинает слепнуть, чтобы не видеть собственной несостоятельности. Важно понимать, что в данном случае долженствование, искусственно насажено ему окружением.

Такая методика психодиагностики, как психоанализ заболеваний (или психосоматика) раскрывает причины возникновения близорукости, а также психологический портрет людей, которые ею болеют.

Иногда эти причины близорукости сходятся в одном человеке. И опять же, это происходит часто у детей. Вы много видели в школе троечников, которые ходят в очках? Это довольно редкостная картина. Троечнику все равно, на какие оценки он учится, главное, чтобы переводили в следующий класс и не оставили на второй год. В основном в очках отличники, а то и хорошисты, которые стремятся в отличники. Буквально из кожи вон лезут, зубрят, больше работают над ошибками, вечера проводят за учебниками. При этом они еще больше фокусируются, сводят свой взгляд, на ближайший оперативный простор. Ведь так важно учиться хорошо, чтобы родители были счастливы, и могли похвастаться перед соседями, родственниками своим гениальным ребенком. Но никто не задумывается о том, какой ценой это дается ребенку. И насколько большую ошибку совершают родители, обрезая крылья своему ребенку в способности стратегически мыслить. Он так в дальнейшем и будет ответственным, исполнительным оперативником, вместо того, чтобы решать более сложные стратегические задачи дальней перспективы.

Часто близорукость у ребенка по психосоматике будет идти рядом с таким заболеванием, как повышенный ацетон. Ведь в основе этих заболеваний лежат схожие механизмы выставления своего ребенка напоказ.

Отдельно стоит рассмотреть связь близорукости с полушариями мозга и соответственно правым и левым глазом. У человека правое полушарие управляет левым глазом, а левое полушарие управляет левым. О значении полушарий у человека вы можете, более развернуто, прочитать в отдельной главе. Здесь же кратко скажем, что правый глаз человека больше направлен на восприятие логической, рациональной и дискретной картины мира. Он больше отвечает за планирование, перспективу и поведение в работе, карьерном росте и бизнесе. Левый глаз больше направлен на восприятие целостной, континуальной, образной информации. Левый глаз больше связан со сферами жизни человека семейного, личного и чувственного плана.

Если у человека возникает близорукость правого глаза, то человек загружен оперативной работой, он не имеет ожидаемой успешности в карьерном развитии, он чрезмерно ответственный и придирчивый к деталям в деловой сфере жизни.

Если у человека возникает близорукость левого глаза, то человек тонет в домашней работе (постоянные генеральные уборки, мытье посуды и т.д.), он слишком ревнив к чужому личному успеху, он не получает того признания в семье, которое ожидает.

Выход из заболевания. Чтобы выйти из близорукого восприятия, необходимо учиться снимать с себя лишнюю, наброшенную кем-то ответственность, долженствование. Если слепнет ребенок, тогда родители со своей стороны должны принять ребенка каким он есть, и прекратить на него нагнетать необходимость быть успешным. Также необходимо убрать лишние переживательность и волнение, когда ребенок не может справиться с поставленными перед ним задачами. Для родителей важно понять самим и объяснить ребенку, что важна не оценка твоих действий внешним окружением (даже оценка в школе), а важен сам процесс познания и понимания сути происходящего.

Если рассмотреть систему образования, то она направлена на то, чтобы делать детей близорукими. Вместо процесса мышления, загоняется модель зубрения. Вместо творческих навыков, акцент при обучении делается на раскачивании интеллекта. Сама система оценивания при обучении нацелена на то, чтобы ребенок видел только то, что перед носом, и обратные сигналы своих «успешных» действий. Близорукости не будет у тех детей, которым очень легко все дается. Также не будет проблем со зрением у тех детей, которые не озабочены хорошей успеваемостью.

Еще красивый психологический вариант выхода из близорукости – это отдых на берегу моря. Но важно при этом сидеть в шезлонге и смотреть вдаль на линию горизонта. Ни в коем случае перед глазами не должно быть книги, ноутбука или телефона. Тогда можно было на море и не приезжать. Главное – это расфокусированные глаза, которые смотрят вдаль, параллельно друг другу. Глаза в организме человека с точки зрения физиогномики лица отвечают за построение перспективы и об этом есть отдельная статья на нашем сайте.

Где-то именно этот прием лежал в основе корпоративных тренингов Фредерика Перлза (основатель гештальт-психологии). Он вывозил сотрудников компании на берег океана и просто оставлял их в палатках с едой и алкоголем. Они пили, ели, решали свои конфликтные ситуации в неформальной обстановке и главное – у них было дальнее будущее, перспектива, в которые они ведут свой корпоративный корабль. Если бы их оставить в закрытом пансионате, то они бы друг друга порвали на кусочки, не имея возможности уйти от плотного общения. Но на берегу, они свободны, независимы и с надеждой смотрят вдаль.

Еще хороший вариант для снятия близорукости – гулять в темноте, или смотреть на 3Д картинки, где нарабатывается навык параллельного, расфокусированного взгляда.

Показательный случай был в министерстве энергетики Украины в 90-х годах, когда начали слепнуть операторы ЭВМ. Казалось, причина ясна – некачественные мониторы. Но зрение ухудшалось не у всех, а лишь у определенного процента работников. Начав искать причину, вначале проверили условия труда, отдыха, освещение, мотивационное поощрение и прочее. Результат оставался тем же – зрение портилось у определенных работников при одинаковых условиях труда для всех операторов. Изучая возникшую проблему дальше, начали конкретно разбираться с каждым лично, поднимая архивы и личные дела. И оказалось, что сама по себе должность в то время была новая, хорошо оплачиваемая и довольно непыльная – не у станка же стоять. Так вот близорукость возникала именно у тех, кого устроили по знакомству, по блату. Но они не тянули, не справлялись с возложенными на них обязанностями. А люди, которые устроились на данную работу без протежирования, с улицы, и которые не несли перед другими никакой ответственности за результат, оставались с нормальным зрением.

Разговоры о том, что есть наследственная близорукость, также лежат в сфере воспитания. Какой дальности планирования может научить мать своего ребенка, если сама не видит дальше кастрюли на кухне? Она и выдрессирует свое дитя в идеальности мытья посуды, в длительности зубрежки и придирчивости к мелочам. И так дальше по этапу из поколения в поколение будут передаваться генетическая предрасположенность плюс воспитание близорукости.

Более детально эта тема развернута в книге «Психоанализ заболеваний, или непсихосоматика в практическом применении». Авторы – Ирина и Григорий Семчук. Рекомендуем ее для прочтения.

Характерными чертами близорукого человека будут: ревнивость к чужому успеху; придирчивость к мелочам (мелочность); дотошность в деталях; непереносимость критики; чрезмерная переживательность за позитивный результат.

Близорукость - это одно из многих заболеваний, которые рассматриваются на курсе лекций по психоанализу заболеваний (психосоматика). Курс был разработан Владимиром Тараненко, а со временем дополнен и расширен Григорием и Ириной Семчук.

Другие материалы
Нос крючком
03 января, 13:13
У носа есть основание, там, где он упирается в носогубный желобок. Так вот важно то, насколько
Ангина (психосоматика)
22 апреля, 23:23
Иногда в нашей жизни приходится поступать так, как того не хочется. Решение навязывается извне
Болезнь Паркинсона (психосоматика)
26 апреля, 10:10
Болезнь Паркинсона – это типичное заболевание людей демонстративно-истерического типа личности
Комментарии: 0
Добавить

Добавить комментарий

Закрыть