(далее цит. по Г. П. Щедровицкому) — всякий исследователь, принимающий натуралистический подход, независимо от того, в какой науке он работает, исходит из того, что ему уже дан объект его рассмотрения, что он сам как исследователь противостоит этому объекту и применяет к нему определенный набор исследовательских процедур и операций, которые и дают ему, исследователю, знания об объекте. Эти знания представляют своего рода трафареты, шаблоны или схемы, которые мы накладываем на объект и таким образом получаем его изображение, а вместе с тем — вид и форму самого объекта. Исследователь-натуралист никогда не задает вопросов, откуда взялся «объект» и как он в принципе получается, ибо для него, сколь бы методологически изощренным и развитым он ни был, природа с самого начала состоит из объектов, а точнее, как писал Карл Маркс, из объектов созерцания, которые и становятся затем объектами специального научного исследования.
В противоположность натуралистическому методу исследования стоит рассмотреть метод феноменального исследования. В основе феномена лежит восприятие предметов и объектов так, как они есть в своей бытийной основе. И в этом случае исследуемые предметы будут выступать не объектами, а «мостиками», с помощью которых можно узнать, как оно было на самом деле. Исследователь с помощью предметов выходит на состояние тех людей, которые ими пользовались и улавливает то, что люди вкладывали в эти предметы. Предметы уже выступают не как объекты исследования, а проводниками в прошлое. Понятно, что с точки зрения научного метода феноменальное восприятие считается неточным и «субъективным», но стоит понять, что изначально в основе науки лежит субъектно-объектное противопоставление. В феноменальном методе исследования работали такие люди как Иоганн Якоб Бахофен (исследователь эпохи матриархата), Андрей Леонидович Никитин (российский историк и археолог), которых мы почитаем и уважаем. Их по своему не любят люди «науки» и натуралистического подхода, но это как говорится: «на вкус и цвет товарищей нет». Рекомендуем для прочтения книгу на нашем сайте в рубрике «Раритет» Андрея Никитина «Точка зрения».
Использование материалов с сайта www.corvus.com.ua разрешается только при указании автора и ссылки на оригинал.
Глоссарий по психофизиологии
Натуралистический подход
(далее цит. по Г. П. Щедровицкому) — всякий исследователь, принимающий натуралистический подход, независимо от того, в какой науке он работает, исходит из того, что ему уже дан объект его рассмотрения, что он сам как исследователь противостоит этому объекту и применяет к нему определенный набор исследовательских процедур и операций, которые и дают ему, исследователю, знания об объекте. Эти знания представляют своего рода трафареты, шаблоны или схемы, которые мы накладываем на объект и таким образом получаем его изображение, а вместе с тем — вид и форму самого объекта. Исследователь-натуралист никогда не задает вопросов, откуда взялся «объект» и как он в принципе получается, ибо для него, сколь бы методологически изощренным и развитым он ни был, природа с самого начала состоит из объектов, а точнее, как писал Карл Маркс, из объектов созерцания, которые и становятся затем объектами специального научного исследования.
В противоположность натуралистическому методу исследования стоит рассмотреть метод феноменального исследования. В основе феномена лежит восприятие предметов и объектов так, как они есть в своей бытийной основе. И в этом случае исследуемые предметы будут выступать не объектами, а «мостиками», с помощью которых можно узнать, как оно было на самом деле. Исследователь с помощью предметов выходит на состояние тех людей, которые ими пользовались и улавливает то, что люди вкладывали в эти предметы. Предметы уже выступают не как объекты исследования, а проводниками в прошлое. Понятно, что с точки зрения научного метода феноменальное восприятие считается неточным и «субъективным», но стоит понять, что изначально в основе науки лежит субъектно-объектное противопоставление. В феноменальном методе исследования работали такие люди как Иоганн Якоб Бахофен (исследователь эпохи матриархата), Андрей Леонидович Никитин (российский историк и археолог), которых мы почитаем и уважаем. Их по своему не любят люди «науки» и натуралистического подхода, но это как говорится: «на вкус и цвет товарищей нет». Рекомендуем для прочтения книгу на нашем сайте в рубрике «Раритет» Андрея Никитина «Точка зрения».
термины на букву