Неуместный человек
«Многие люди считают, что после смерти нас ожидает небытие, но для многих оно наступает еще при жизни».
Антиутопический фильм-сатира «Неуместный человек» на тему жизни, которую нам активно пытаются насадить как идеальную. Неслучайно этот фильм снят скандинавами – они то уж знают, что такое «радость» жизни в мире благополучия и равных возможностей. Ведь именно в Скандинавии существует такое понятие как «Лагомландет» (от шведского «lagom» — умеренно, достаточно, сносно), то есть принцип умеренности, рациональности и уместности. Именно Швеция занимает лидирующее место по количеству совершенных суицидов. Возможно, именно эту тему хотел поднять режиссер, чтобы дать свою версию наличия большого количества желающих свести счеты с этой «идеальной» жизнью.
Фильм повествует о некотором городе N, куда особый автобус регулярно доставляет взрослых людей. Сюда попадает и наш главный герой, сорокалетний Андреас. Он оказывается своего рода в «идеальном мире». В этом городе нет места стрессам и хаосу, здесь все предельно ровно. Все тут рационально и благополучно. Есть спокойная работа, большой дом, хорошая машина, уверенность в завтрашнем дне, на улицах безупречно чисто и безопасно. Счастье тут неотрывно связано с физическим комфортом. Большинство разговоров и забот местных жителей строятся лишь вокруг того, в какой очередной цвет перекрасить стены в доме, какую сделать перестановку, какую купить мебель, и пр.
Вскоре по приезду и устройству на работу, Андреас замечает одну странную особенность городка: в нем абсолютно отсутствуют запахи, человек тут не ощущает вкус еды, и даже алкоголь не пьянит. Но, похоже, местных жителей это совершенно не заботит. Как-то днем Андреас наблюдает картину самоубийства одного из сотрудников, но даже такое событие как-то не сильно волнует людей, проходящих мимо по улице. Вскоре и сам Андреас начинает утрачивать здесь ощущение жизни, и даже наносит себе травму, чтобы хоть как-то прочувствовать, что он еще жив. Но в идеальном городе не все так просто: ведь здесь отличная медицина! Отрезанный было палец быстро возвращают на свое место…
Жизнь людей тут представляет собой нечто стерильное и автоматическое. Уходят ощущения, чувства, экспрессия жизни. Люди целуются на улицах с абсолютно отсутствующим взглядом, разговоры наполнены пустыми формальными фразами, улыбки надеты, а секс превращается в сугубо механический процесс. Но в отличие от местных жителей, Андреас не хочет забывать о том, какой бывает жизнь и отчаянно пытается найти тут ее отзвуки.
В такой слегка гиперболической форме режиссер Йенс Лиен, показывает нам суть той «идеальной модели» жизни, к которой так стремятся и упорно двигаются люди. Теперь они, имеющие, казалось бы, все в плане социальных благ, утратили сам вкус, аромат жизни, утратили способность ощущать, видеть и любить то, что их окружает. Они утратили способность наслаждаться жизнью. Многие вещи они делают просто по привычке или потому что так положено. Их существование превращается в набор непрерывно сменяющих друг друга автоматических действий, и, по сути, в такой жизни не содержится уже ничего от человеческого. Она – пуста. Но проблема в том, что никто тут даже уже не может засомневаться в том, что это ли желанное счастье? Как сказала из управляющих города: «Большинство людей здесь счастливы, Андреас! У них все есть, что нужно. Люди – счастливы. И мы гордимся этим!»
Мы это ощутили, когда путешествовали по Непалу и Германии. Что и описали в статьях на нашем сайте: «Заметки из Непала» и «Заметки о Германии».
Забавно, что режиссер, показывая искусственность этого рафинированного мира, за ненадобностью отключил в нем именно работу носа, убрав из этого мира запахи, а соответственно и вкус (как известно, нос участвует в полноценном восприятии вкуса пищи). Мы этот фильм рекомендуем для просмотра во время обучения психоанализу заболеваний. Ведь, во-первых, именно нос четко дает нам понять, что является нашим по сути, а что чужеродным, искусственным для нас, надуманным, начиная от выбора партнера, до территории, работы и пр. И именно нос позволяет нам ощущать полноту вкуса жизни, ее аромат. С отключением работы носа (хроническая заложенность, гайморит) человек утрачивает и чувство радости жизни, она становится «пресной», и это подводит к суицидальным наклонностям.
На фоне такого вот сатирического и местами достаточно жесткого скандинавского кино, особенно светлым выдается момент в подвале, где главный герой, почувствовав из щели в стене «поток жизни» с другого мира, жадно впитывает запахи и мелодию. Из мира откуда доносится живой, непосредственный, радостный детский смех и запах свежеиспеченного пирога.
Подобный фильм, в котором красиво раскрывается функция запаха в жизни человека - «Опасный возраст». Также рекомендуем этот фильм для просмотра!
Приятного и осознанного просмотра онлайн фильма «Неуместный человек» 2006 года!
Добавить комментарий