Тренинговый центр
«Мастерская визуальной психодиагностики»

Задать вопрос
Задать вопрос
I'm not a bot

Догвилль

Догвилль
Дания
Швеция
2003

19 мая 2004 года на экраны вышел резонансный фильм Ларса фон Триера «Догвилль».

Примечательно то, что фильм был воспринят далеко неоднозначно. Оценки лежали в шкале от искреннего восхищения дерзостью режиссера, его вытаскиванием наружу и демонстрацией внутренней составляющей нынешнего человека, каким его видит Триер, до обвинений в мизантропии, пессимизме, мрачности, и ложных, искаженно-извращенных представлениях режиссера об обществе и людях.

Попробуем найти ясность в том, почему фильм был воспринят столь неоднозначно.

Можно по-разному пытаться разбирать, что же имел в виду Триер, под тем или иным конкретным образом или персонажем в фильме. Главное, в погоне за «расшифровыванием образов» не уйти просто в «игры в интеллектуальные ребусы», чтобы затем, с упоением наслаждаясь своей «отгадливостью» тем самым ускользнуть от осознания главного высвеченного Триером вопроса.

Фильм действительно полон образами: начиная от имен, названий, вещей, фраз, и вплоть до непростых моментов связанных с игрой дневного и лунного света. Но не столь уж важно, будет ли (как считают некоторые) рассматриваться отец Грейс как суровый и карающий ветхозаветный бог иудеев, сама Грейс, как образ всепрощающего христианского Иисуса, ну а пес с соответствующим именем, ветхозаветным пророком, или же они являются олицетворением иных богов, или образом вообще божественного, как такового. Это не столь существенно.

Но одно можно зрителю для себя уяснить сразу: Грейс не является просто беглянкой и всего лишь – человеком. Как и ее отец, не просто босс мафии, путешествующий на автомобиле со своей бандой гангстеров. Ведь именно в таком ключе, некоторые люди рассматривают данный фильм. Что тогда превращает его в глазах смотрящего, в простую историю о жестокости и насилии жителей маленького городка по отношению к скрывающейся дочери мафиозо и местью за это со стороны ее отца. Таким образом, уже даже и сам Догвилль, становится не просто городком. Догвилль – это то, что есть в каждом из нас.

Отправным ключом к пониманию этих основ, будет момент своего рода «заказа» сделанного Томом в начале фильма: «Я постараюсь выяснить, способны ли жители Догвилля принять то, что им посылает судьба». Но ему отчаянно не хватало яркого и наглядного примера. И в следующий момент ему является Грейс, чье имя Grace, в английском языке и означает: Благодать, Светлость, Милость, Милосердие, Прощение.

Другим ключевым моментом, и по сути, самым важным для понимания, будет разговор в конце фильма Грейс с ее отцом. О высокомерии, о снисходительности и прощении людям проявлений их внутренней природы, об их слабостях, о важности несения ответа людьми за свои поступки и о справедливости во имя всего человечества.

Действие фильма происходит примерно в 1930-х годах.

Вниманию зрителя открывается типичный маленький городок расположенный где-то в скалистых горах Америки.

Его небольшое население составляют обычные хорошие, законопослушные граждане. Как и каждый обычный человек, они не лишены своих маленьких слабостей, но при этом совсем и не избалованы. В общем, каждый из них вполне соответствует определению «среднестатистический гражданин».

Как и положено благопристойным гражданам, они, хоть и без особого воодушевления, но все же иногда посещают молельный домик, в котором ведет для них свои лекции по нравственному совершенствованию Томас Эдисон (Том).

Сам Том считает себя писателем, «философом», обладающим хорошей наблюдательностью. И хотя пока результаты его работы ограничиваются всего двумя написанными словами «прекрасно» и «маловато», завершенных знаком вопроса, именно эти два слова как нельзя лучше, характеризуют устремления Тома: своей главной, возложенной им на самого себя миссией, он считает «пробивание к сияющим глубинам человеческой души» и «ее нравственное очищение». Своими лекциями, посвященными моральному совершенствованию жителей Догвилля, Том искренне хочет помочь своему городу. Вполне казалось бы достойная, благородная цель.

Продумывая тему предстоящей встречи с горожанами, Том делает своего рода «заказ»:

«Я постараюсь выяснить, способны ли жители Догвилля принять то, что им посылает судьба. Им необходимо нечто. Что-то реальное. Какой-то дар».

И этот благостный дар приходит к ним в виде Грейс.

«Том сразу почувствовал, что она оказалась здесь не случайно. Словно, да, словно она была ниспослана свыше. «Щедрый, очень щедрый дар», - подумал Том»

Но город не готов так легко и свободно принять Грейс, которую разыскивают гангстеры. Ведь она может принести своим присутствием жителям городка неприятности. Ей предлагают доказать свою «полезность» людям, заслужить их расположение, как-то заплатить за него.

И постепенно Грейс своим присутствием, заботой и любовью оживляет город, привносит в него больше света, жизни, и тем самым, вызывает благосклонность всех его жителей.

Но, несмотря на это, момент «платы», «товара», «кви про кво» (ты – мне, я - тебе), постоянно будут всплывать в фильме. Как и плавно распускающее свои ростки сладостное ощущение «власти», даже у такого казалось бы заботящегося о человеческой чистоте и нравственности праведнике как Том:

«Грэйс по-прежнему идеально подходила для планов Тома. Том был доволен. Грэйс оказалась на краю пропасти, и именно он оказался тем человеком, который вернул на путь истинный. Этот факт возбуждал в нем ощущение власти, которую он ещё никогда не испытывал по отношению к противоположному полу. И все эти чувства находили своё выражение в его нарождающейся любви».

Примечателен, момент с семью статуэтками пылящихся на полке магазинчика, которые Том показывает Грейс, называет жуткими и могущими сказать о жителях города гораздо больше, чем любые слова.

Начав получать небольшое жалование за свою помощь жителям Догвилля, Грейс стремилась выкупить одну за другой эти «жуткие статуэтки» из магазина.

Спустя какое-то время в Догвилль, жители которого уже полюбили и приняли Грейс, посещают полицейские с объявлением о ее розыске.

Теперь жители городка, принявшие Грейс, озабочены тем, что, не выдав ее закону, они совершили преступление. И так как теперь с «экономической точки зрения ее присутствие обходится все «дороже», то ей необходимо компенсировать этот риск в более полном объеме»

Постепенно «плата за риск» начинает набирать все большие обороты. И теперь, будучи убежденными в своей собственной безнаказанности, никто уже не считает обязанным себя в чем-либо сдерживать.

Благопристойные жители, наконец, начинают проявлять свое истинное лицо.

Приятного и осознанного просмотра фильма «Догвилль» 2003 года!

Комментарии: 0
Добавить

Добавить комментарий

Закрыть