Наши статьи
Товарищ Ленин оставил после себя много образцов своего почерка. Он охотно отдавал в архив все свои рукописи и черновики. Такое ощущение, и пожалуй оно оправдано, что Ульянов-Ленин планировал свое рукописное наследие едва ли не с самого студенчества (к концу его жизни набралось около 6 тысяч рукописей, писем и телеграмм!). Но в силу своей прозорливой гениальности, он как-то незаметно упустил возможности зарождающегося в Европе психоанализа. Зигмунд Фрейд, пожалуй, был для него далекой непонятной абстракцией, не стоящей внимания, в противовес, скажем, типографской краске, новейшим пулеметам «максим», револьверам системы «наган», либо соковыжимательному «хай-теку» капиталистов Тейлора и Анри Файоля. Потому-то Ленин никак не опасался ни тогдашних, ни будущих психографологов.
Совсем иное дело — товарищ Сталин. Тот в своем полном собрании не поместил ни одного рукописного листика, хотя совсем не прочь был позировать для страны сотнями тысяч собственных портретов. И графологи незаметно куда-то подевались, да и сама психология была публично распята в 1936 обвинением в «педологическом извращении». Но вернемся к вождю всего трудящегося народа. Он был до крайности самоуверенным человеком и, пожалуй, искренне презирал всякие «буржуазные штучки», исходящие от «гнилой интеллигенции». Еще он мало обращал внимания на критику, и потому мы рискнем окунуться в его личностную психологию, пускай и не совсем традиционным способом. Итак, предлагаю вашему вниманию, отдельный графологический психоанализ почерка товарища Ленина, без подтасовок и предвзятости, предельно строго в рамках предложенного читателю метода. Общаю, скучно не будет.
Даже беглый взгляд на почерк еще молодого Ленина (1901 г., первая страница рукописи «О журнале "Свобода"») не оставляет ни малейшего сомнения, что перед нами — личность типично выраженного психопатического склада. До предела импульсивная, резкая, непрерывно копящая в себе энергию, чтобы в любую минуту ее разрядить вовне. Показательна в этом плане буква «р» (обознач.1): кинжальная и молниеносная, разящая наповал и ни на йоту не предполагающая паузы в своем порыве. Рука делает молниеносный росчерк (так и хочется вскричать «Зиг хайль!», хоть, может, еще и рановато), острейший удар, как озарение, как необходимая разрядка, как потребность дышать. Кинжал буквы (т.е. нижний отросток) длинный и предельно острый, не замечает и собственной боли. А значит, о чувствительности к чужой говорить никогда и никому не придется. И еще один момент: Ленин уже не мог себя остановить на подходе к вожделенной цели. У него попросту генетически нет ни тормозящих, ни каких-либо сдерживающих центров. Пишущая рука всегда импульсивна и раскопана в своих поражающих (пока лишь только бумагу!) росчерках. Вообще, весь почерк — это сплошная и ничем не останавливаемая экспансия внутренних побуждений личности вовне. Причем внешняя среда рассматривается исключительно как поле боя. Понятие «адаптация» здесь не более уместно, чем цыганские пляски в тракторной бригаде будущих МТС. Ульянов-Ленин — типичный «произволыцик», волюнтарист и деспот, ибо мир для него — всего лишь подручный материал. Но такова естественная природа всех психопатов.
Поражает нечто иное. Буквы «т», «у» и даже «л» также пишутся в неестественном «кинжальном» стиле, и настолько искаженно, что не сразу и веришь, что вполне безобидное слово «это» под ленинской рукой превращается в нечто типа «эРо»! Словосочетание «дурного тона» также угадываешь лишь по слову «дурного», потому что «т» прорисовано, как некое поражающее бумагу широкое лезвие (обознач. 2), ну, никак не могущее быть соотнесенным с привычным «т». Получается, что агрессия буквально переполняет и видоизменяет интеллект будущего вождя (посредством буквы «т» проецируются интеллектуальные задатки человека). И это более чем печально. Человек, который превратил свой разум в неистовый меч, уже не может остановиться перед доводами рассудка. Наоборот, сила ума используется исключительно для нанесения ударов и выхода агрессии. Ленин просто исходит желчью, он разит, испепеляет, топчет и уничтожает своих интеллектуальных оппонентов, но он абсолютно лишен способности воспринимать чужую точку зрения. Собственно говоря, его стиль — это предельно воинствующий обскурантизм, скрывающий свою агрессивность ко всему непонятному под такой удобной маскировкой, как «революционное мировоззрение». Ленин нападает в интеллектуальных спорах, никогда не теряя самоуверенности и наглой враждебности, и потому создается впечатление, что он всегда и во всем прав. «Кинжальная» буква «т» гвоздит противника наповал, поскольку последний психологически не был готов подменять правила интеллектуального спора обычной «дракой». Вот основной краеугольный камень харизмы ленинской гениальности.
То же самое происходит и с буквой «у», посредством которой графолог определяет способность человека к интуиции и умению предугадывать динамику различных процессов. Ленин превратил свои генетически неплохие интуитивные задатки (отросток буквы «у» длинный, впитывающий в себя много энергии) в еще один разящий меч (обознач. 3). Грубо говоря, неистовый Ульянов буквально «милитаризировал» собственную интуицию — она превращается вместо инструмента предвидения в оружие желания. В итоге — Ленин по своей генетической природе был склонен глубоко проникать в процессы, но чем больше он чего-то желал, тем больше ошибался. И еще — даже малейшее свое угадывание он тут же пускал в ход: ему нужна была только победа. Рискнем назвать это «интутивным маньякизмом»? Право, Ленин напоминает злую опьяненную Сивиллу, пророчествующую по поводу своих сокровенных желаний...
Прописная буква «л» также много чего может рассказать. Она вырисована, опять же, в агрессивном стиле и изменена до неузнаваемости. Графологу не часто приходится видеть, чтобы так, с резким острием книзу, писали «л». Непомерно гипертрофированное честолюбие в быту и повседневности — вот что это значит. Ленин хотел быть первым во всем и везде, невзирая на приличия и бытовавшие в те времена условности, не говоря уже просто о человеческой скромности. Хуже того, он и в обычной человеческой жизни всегда оставался «борцом» и поминутно требовал от каждого если не тотального подчинения, то немедленного вызова к «барьеру». Ему нужно было признание и поклонение ежесекундно и ежеминутно, в противном случае разражалась неистовая буря. Ленин принадлежит к типу людей, кто и в мелочах тщеславен, но эти самые «мелочи» непрерывно подгружает великим и драматичным. Был бы он царским генералом, непременно выходил бы к свите при сабле и орденской колодке. Пущай не расслабляются и чтут. Еще нестарый Ульянов (всего 31 год от роду) выбрал безошибочную стратегию — устраивать бои в безопасном месте, где не принято так вести себя. Он эпатировал, отчаянно фрондировал, вызывал протест — и все с целью возвыситься над средой, его окружавшей. Это тем более не сложно делать, если вокруг — большей частью мирные интеллигенты. (В этой связи интересны рассуждения: почему молодой революционер Ульянов не примкнул к эсерам, по примеру своего погибшего брата? Может потому, что брать наган или динамит было и опасно, и наказуемо? Не безопаснее ли путь вождя, посылающего пролетариат на баррикады?)
Впрочем, и в большом честолюбии ему не откажешь. Достаточно присмотреться к длине и остроте отростка буквы «в» (обознач. 5). Есть, безусловно, громадье больших планов и устремленное к неизведанным высотам честолюбие. Ленин карьерист, просто свой старт он преднамеренно начал на маргинальном поле. Обиделся? Мстил? А если бы позвали и предложили яркую перспективу роста? С учетом нижних «ударных» концов букв «р», «у» — согласился бы отнюдь не сразу. Да и запросил бы молодой Ульянов весьма немало. «Бонапартизм» — он в любом возрасте дорого стоит обществу. Но в целом, в букве «в» достаточно много чувственных фантазий: верхний отросток слегка широковат и сравнительно слабо продавлен — Ленин любит мечтаниями и грезами подменять реальность. Он живет отчасти в виртуальном мире, им же самим надуманном. Туда он убегает после всех своих необузданных неистовств. Да и порыв в «трансцендентное» у Ленина хорошо выражен. Но опять же, исключительно в виде штурма «неба», используя исковерканную «юдоль» в качестве космодрома...
Зато стиль написания буквы «д» выдает нам устойчивое нежелание Ленина... трудиться. Парадоксально, не правда ли? Пламенный певец «освобожденного труда» и создатель трудовых концентрационных лагерей не любит работы в поте лица своего. Отросток буквы «д» (обознач. 6) у него пишется вверх, и он какой-то маленький и невзрачный. Создается впечатление, что им явно пренебрегают. К тому же «перевернутую» «д» обычно пишут снобы, которые всячески избегают грязной, черновой и неблагодарной работы. Ленин пошел еще дальше — он всю свою деятельную энергию перевел в агрессию натиска и эмоциональных порывов. Он может лишь воевать, но абсолютно неспособен к фундаментальному строительству. Его будущий стиль управления — это речи на митингах и краткие записки подчиненным, системы в работе никакой не было и не могло быть. Но вот привычка к снобизму и болезненная реакция на свой имидж останется на всю жизнь.
Добавьте сюда же чрезвычайно выраженную установочность и можно даже сказать — глубокую предрассудочность индивида. Да, Ленин по своей психологической натуре именно таким и был: закоренелым догматом и ярым консерватором к любым новым веяниям. Во всяком случае, именно с таким интеллектуальным подходом он берется за разработки своих экономических теорий (образец почерка из рукописи «Развитие капитализма в России», 1897— 1895 гг.).
Установочность как психологическое качество характера и мышления Ленина выдают начальные штрихи-«заусеницы» слова «Итого» или предлога «по» (обознач. 7). Ленин пытался по максимуму достичь успеха. Он мыслил по принципу жесткого клише, и «несгибаемой» для его натуры манере, букву «т» он здесь пишет как «частокол», иногда прорисовывая над острым «т-заборчиком» черточку (обознач. 8). Так обычно пишут агрессивные и упрямые догматы, для которых выработка убеждений и сам метод мышления чем-то напоминают средневековую деревянную фуру на колесах - тяжело, медленно и с подозрением ко всему новому. И в целом, буквы все соединены длинными нерациональными переходными «связками» - мысль проворачивается явно «заторможено» (обознач. 9). Может, оттого Ленин и не стал выдающимся политэкономистом (планы ведь какие-то были - все-таки три года в ссылке черкал бумагу по вопросам развития капитализма в России).
Интересно проследить, как изменился характер у товарища Ленина после обвального крушения первой пролетарской революции (I905 г.) и наступления периода реакции и кризиса (первая страница рукописи «Десять вопросов референту», I908 г.).
Буквы «р» и «у», ранее «кинжальные», теперь очень часто превращаются просто в черточку-«укол». Это однозначно свидетельствует о потере смелости на агрессию удара. Есть лишь провокация, но уже нет силы импульсивно разрядиться, как ранее, в дикой вспышке ярости (обознач. 10). Кстати, слово «марксизма» (обознач. 10!) написано совершенно безвольно — видать, тяжело далась проверка боем догматов коммунизма на московских и питерских улицах. Зверь хоть и повержен, но еще не мертв. Ленин проявляет необычную дотоле способность к длительной концентрации усилий на одном главном направлении. Появляются длинные и достаточно сильные отростки у буквы «д» (обознач. 11), но внимательное исследования нажима подтверждает наличие синдрома безверия и глубокого невротического переживания (очень показательна в этом плане буква «д» в слове «среднюю» (обознач. 12)). Здесь не просто разочарования и переживания, но и обида на других (отросток буквы «д» явно выгнут в левую сторону). В целом же бросается в глаза, что в почерке Ленина практически все нижние отростки (букв «р», «у», «з», «ф». «д») как бы подломлены, подогнуты влево. Иными словами, у всех отростков наблюдается некоторое смешение траектории относительно угла наклона почерка (обознач. 13), да и сам почерк временами изменяет наклон и частично заваливается в разные стороны (обознач. 14). Ленин вынужденно пытается подлаживаться под ситуацию, он идет на уступки, но не желает отказаться от борьбы. Приступы агрессивной решительности сменяются отчаянием и чувством бессилия. Но былого натиска и задора все равно уже нет. Ленин со скрипом готов отчасти идти на некоторые компромиссы, ничего, но сути, не меняя. Он потерян, обижен и пребывает в дурном расположении духа. Впрочем, надежда его еще не покидает, завиток заглавных «П» устремлен далеко вверх (обознач. 15), впрочем, по форме это больше напоминает браваду и фантазии по поводу туманного будущего.
Почерк времен первого этапа мировой войны у Ленина куда более уверенный. Появился шанс, пусть еще и призрачный, на осуществление мировой революции. Опять «кинжальные» и «пикообразные» росчерки пера (обознач. 16), опять удары на поражение без всякой на то обратной связи со средой и возникающими последствиями. И, кажется, также плотно прижилась в характере Ленина готовность довольствоваться тем, «что получится», иначе говоря — компромисс цели. В почерке это — смещение траектории угла «ударных» отростков — бьют все так же остро и безжалостно, но несколько в сторону от намеченного (обознач. 17). Показательна буква «у» в слове «диалектическому» (обознач. 18) — она без завитка (в сокращенном слове «материализму», впрочем, также (обознач. 19)) — Ленин пытается глубоко в нее (т.е. диалектику) проникнуть, но у него почему-то не сходятся концы с концами. Судя по написанию, метод «диалектического материализма» для него уже точно не оружие. Это — не более чем формальная декларация, немного связанная со смятением души. Рядом слово «подход» написано еще более откровенно - буквы «д» по максимуму смягчены и, что называется, в «ожидании» возможных дивидендов — стареющий в эмиграции Ленин вдруг учуял проблеск шанса. И, кажется, готов его заполучить из любых рук (форма буквы — в стиле компромисса и снобизма одновременно). Он готов торговаться за успех, лишь бы было предложение. Он до крайности озабочен вожделением - перечеркнутая завитком буква «о» в слове «почти» (обознач. 20). Рядом кокетливая буква «ч» - Ленин буквально, как стареющая кокетка, готов на склоне жизни принять подарок судьбы. Ему повезет, найдется покупатель и будет назначена соответствующая цена за осуществление революции. А пока что Ленин в мучительном невротическом ожидании.
А теперь - страница из знаменитых «Апрельских тезисов» 1917 года, когда Ленин потребовал немедленного захвата власти от своих соратников по партии.
Если бегло взглянуть на страницу, то ответ однозначен: Ленин боится. И в то же время, как всегда, — в своем привычном амплуа агрессии. Отсюда - короткие кинжальные броски пишущей руки (обознач. 21). Но опять приходит страх, и рука невольно поджимает и укорачивает воинствующие отростки (обознач. 22). Такие короткие «палочки» в почерке Ленина трудно отыскать, но здесь они - в открытую, и их много. У Ленина нет абсолютно никакой уверенности в том, что авантюра удастся, он блефует, ибо ему ничего другого не остается. Будь Временное правительство пожестче и порасторопнее, ленинская затея с революцией, пожалуй, бесславно провалилась бы. Апрель - начало наиболее слабого и опасного периода в его жизни. Почерк буквально ложится - Ленин готов не столько драться, сколько удирать. Что он и сделал. Но это будет бегство испуганного, но все же волка. Вскоре травля лишь добавит ему жестокости и беспощадности. Еще маленький штрих — в почерке много подчеркиваний Ленин нервничает и пытается добавить убедительности себе самому и своим сподвижникам. Он как никто другой понимает, настолько близка и глубока пропасть... И Ленин готов немедленно бежать куда угодно, если дела примут плохой оборот. Состояние, в каком пребывает без пяти минут вождь мирового пролетариата, можно охарактеризовать всего двумя словами: «паническая истерия».
И уже совершенно иной стиль почерка в рукописи знаменитой «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (написана 16 января 1918 гола к 3-му Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов).
Власть захвачена, но ее пока что трудно удерживать. Поэтому опять падающие в наклоне буквы, подогнутые и смещенные с положенной траектории нижние отростки, и проявляется пока еще не свойственная Ленину поджатость нижних отростков букв. Интересно проследить особенности почерка по ключевым словам заглавия. Так, слово «Декларация» явно написано в демонстративном стиле, у Ленина это всегда получалось, однако здесь просматривается даже некоторое заигрывание, что ли. Уж больно кокетливо и чрезвычайно необычно смотрятся заглавная «Д» (обознач. 23) и прописная «к» (обознач. 24). Как и всякий демонстратор, Ленин пытается буквально «понравиться» массам. Но надолго его не хватает. Уже слово «прав» написано в сверхжестком и агрессивном стиле, достаточно посмотреть на острое лезвие отростка «р» (обознач. 25) и еще шире «кинжал» верхней части буквы «в» (обознач. 26). Да и буква «п» выдает «железобетонную» догматичность, сильно подгруженную психологическими установками из прошлого (читай: марксистской идеологией) (обознач. 27). Глядя на слово «прав» проникаешься чувством, что за права Ленин готов грызть глотку каждому, кто осмелится их попрать. Осталось лишь догадаться: чьи же все-таки они будут? В слове «трудящегося» мы можем отметить снобистскую и барскую букву «д» отростком вверх (обознач. 28) — ну не любил и не любит труд стремительно взошедший на Олимп власти господин-товарищ Ленин. А потому готов повелевать и приказывать (острое жало буквы «у» — так обычно пишут диктаторы, но уж никак не «мастера») (обознач. 29). Да и сам разрыв слова намекает, что Ленин неосознанно комплексует на понятие «труд» (обознач. 30). В слове «эксплуатируемого» уже теперь председатель Совнаркома искренне возмущен, агрессивен и напорист: если уж и эксплуатировать, то только на нужды еще неокрепшего режима, все остальные - преступники, кровопийцы и т.д. И последний штрих: как написано слово «народа». Уже только по не нормально изогнутому и «раздутому» отростку буквы «д» (обознач. 31) можно с уверенностью сказать: вождь заметно нервничает по поводу своего «народа». Чаяние первого и действия второго уже начинают явно не совпадать. Но пока что Ленин побаивается применить массовый тотальный террор, он осуществляется втихую и избирательно.
Перед нами — записка Ленина Троцкому в октябре 1919 года.
По написанию слов «Троцкий» и «Меня» можно попытаться выяснить, как вождь относился к своему военному наркому. Вывод однозначен: не любил, опасался и ненавидел. Во всяком случае слово «Меня» написано в крайне «остром» стиле, но заглавная буква «М» буквально опрокинута (обознач. 32), да и последнее «Я» (обознач. 33) уж больно вызывающе смотрится — злится, нервничает Ленин, но приходится терпеть — от Троцкого зависит исход боев на фронтах. Но состояние предельно истерично (Ленин, судя по почерку, вообще часто впадает в истерию), в доказательство достаточно одной лишь детали: непомерно гипертрофированный нижний кругляш буквы «ц» в слове «Троцкий» (обознач. 33). А во всем остальном вождь в своем психопатическом амплуа, но нервы явно идут вразнос, и он готов к любым крайним мерам. Достаточно посмотреть на острые клинья вполне «мирных» букв «ж» (обознач. 34), «т» (обознач. 35), «у» (обознач. 36), чтобы в этом более не сомневаться. Полнейшая деструкция и агрессия во всем. Так что совет товарища Ленина товарищу Троцкому «мобилизовать ... тысяч 10 буржуев, поставить позади их пулеметы, расстрелять несколько сот...» вполне приемлем. Жутковато, когда страной начинает править больной. Да, еще один момент: рука Ленина потеряла привычный нажим. Явно уходит по каплям энергия.
Однако когда бьет едва ли не последний набат, Ленин опять становится страшен (см. записку о Юдениче и прорыве Деникина).
В чем этому человеку не откажешь, так это в способности выжимать всю свою психическую энергию в виде предельно концентрированной агрессии, например, как в словах приказов «скоро» (обознач. 37) и «прорыв» (обознач. 38). Безусловно, когда он входил в «деструктивный раж», его все панически боялись. Ленин в такие минуты должен был внушать всему своему окружению безотчетный трепет и ужас. Но вот лично генерала в ту минуту он... побаивался. Во всяком случае, слово «Деникина» (обознач. 39) написано с неким налетом ... «кокетства»! Именно так слабая собака заискивает перед сильной, непроизвольно виляя хвостом, даже если сама же рычит и готовится к драке. Может подловленное состояние чисто ситуационное, но почему-то кажется, что Ленин не готов был мужественно встретить неизбежную смерть и в последнюю минуту предал бы ради спасения собственной, простите, «шкуры» миссию своей жизни. Уж как-то сильно трусливо написано слово «Деникина», сдала рука, испугалась. Повесил бы на фонаре белый генерал бывшего «барчука» из мелкопоместного дворянского сословия. Как пить дать повесил бы. И Ленину вдруг стало страшно...
А вот как происходил неизбежный финал (записка из санатория и «места заточения» в Горках). Ленин до конца оставался верен себе. Он продолжал угрожать и нападать (обознач. 40). Энергия агрессии даже в смертельно больном теле продолжала работать не на поддержание жизни, обретение гармонии и смысла, а все так же — для войны с внешним миром. Задумывался ли когда-нибудь об этом сам Ленин? Судя по почерку — нет, даже приближаясь к смертельному одру. У этого человека мощнейшее вытеснение собственной психологической деструкции вовне. А возникшую пустоту и дискомфорт он тут же заполняет маниакальной самоуверенностью и чувством собственного величия (достаточно лишь, посмотреть на острый пик буквы «Л» в подписи (обознач. 41)). С таким «букетом» обычно умирают, так и не покаявшись... Маленький штрих: нации, как и сам национальный вопрос, — не более чем полигон для отработки идей теократического интернационализма. Во всяком случае, слова «русский», «украинский», «грузинский» он пишет с нескрываемой агрессией. А вот в слове «Ваш» буква «ш» (обознач. 42) — это уже злой, но беспомощный призыв к своим соратникам: оцените, уважьте, полюбите, иначе, когда поднимусь с постели, вам будет несдобровать! Ленин не сможет выполнить «угрозу-просьбу»: он больше уже не встанет на ноги.
Наше путешествие по графологической «Лениниане», пожалуй, окончилось. Радостного мы увидели мало. Гипертрофированное честолюбие, деструктивная агрессия, безжалостность в быту и в делах великих, смерть, кровь и брюзжащая ненависть ко всему иному — становится на душе душно и липко. Так может, выйдем на лужок и просто прогуляемся по тянущейся к солнцу траве, увидим живущее старое дерево, дающее приют в своей тени, и послушаем плес речной заводи? Мир уцелел после Ленина — и слава Богу...
Владимир ТАРАНЕНКО
Добавить комментарий