Глоссарий по психофизиологии — ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ (МОДЕЛЬ К. ПРИБРАМА)

Деятельности кибернетическая модель

(модель К. Прибрама) — формализованная на кибернетическом уровне американским физиологом К. Прибрамом [74] модель человеческой деятельности. 

На начальном этапе любой сложной деятельности наибольшую трудность представляет выдерживание в заданных пределах всех «существенных» переменных. Невыдерживание любой из этих «существенных» переменных может нарушить функционирование всей системы. Поэтому такая деятельность оказывается психически напряженной и эмоционально насыщенной: здесь обучающийся испытывает немало волнений от ошибок, неудач и удовлетворение, радость — от успехов. 

Характеризуя рассматриваемый этап освоения деятельности на формальном языке кибернетики, можно сказать, что при этом информированность субъекта оказывается ниже неопределенности возникающих у него задач. В подобных случаях, как показывает К. Прибрам, субъект реагирует на сложившуюся значимо-тревожную ситуацию эмоциями, благодаря которым включаются механизмы саморегуляции, способствующие преодолению трудностей возникшей задачи. Значимо-тревожная ситуация порождает мобилизацию внутренних ресурсов организма, что способствует более продуктивному обучению, выработке необходимых навыков и росту информированности субъекта. Когда информированность субъекта достигнет уровня неопределенности поставленных задач и он сможет их успешно решать, все это будет порождать положительные эмоции. 

В процессе практической деятельности будет идти дальнейшее накопление знаний и опыта субъектом, пока его информированность не начнет превышать неопределенность возникающих задач. В подобных случаях, как показывает К. Прибрам, повышается чувствительность субъекта к различным аспектам деятельности и возникает мотивация к ее расширению. Субъект теперь становится способным замечать и «несущественные» переменные (раньше ему было не до них — лишь бы сохранять в норме «существенные»!), у него начинает возникать, по выражению К. Прибрама, «заинтересованность» по отношению к новым переменным и стремление организовать деятельность с их учетом. 

Однако приобретение высокого профессионального мастерства не является еще пределом — деятельность может развиваться и далее, причем разными путями. Один из таких путей — развитие деятельности по пути внесения в нее элементов творчества. Когда у субъекта, в результате дальнейшего накопления опыта, появятся избыточные возможности для развития деятельности, будет возрастать его чувствительность, как к ее внешним показателям, так и к собственным ощущениям, возникающим в ее процессе. Благодаря этому он станет способным выражать в деятельности не только свою информированность, но и эмоции, чувства, порожденные этой деятельностью. Такая деятельность, в которой на передний план выходит стремление субъекта выразить себя в ее процессе, относится к категории творческой

При описании такой деятельности в кибернетическом плане приходится учитывать, что в ней субъект передает, наряду с информацией, и свои эмоции, т. е. не только рациональные, но и свои иррациональные проявления (осознанные и неосознанные). На такую ситуацию он реагирует мотивацией к расширению деятельности, и она осуществляется за счет «несущественных» переменных. Однако свои эмоциональные проявления он реализует не так, как информационные. В обычной трудовой деятельности избыток информационных возможностей использовался для совершенствования ее результатов посредством подключения отдельных «несущественных» переменных. В творческой же деятельности для самовыражения и передачи в ней своих эмоций субъект использует уже целые комплексы таких «несущественных» переменных. 

С накоплением опыта и еще более тонким познанием деятельности у субъекта будут возникать новые эмоции и потребности их выражения, которые он станет передавать с помощью новых комплексов «несущественных» переменных, все более полно и тонко выражая при этом в процессе управления свои чувства и свое отношение к данной деятельности. И такое самовыражение, очевидно, может развиваться безгранично, а сопутствующие ему эмоции будут всегда делать радостным весь этот процесс. 

Теперь рассмотрим другой возможный путь трансформации процесса трудовой деятельности в игровую. Он начинается так же, как и творческий путь, с достижения субъектом высокого уровня профессионального мастерства. Идя по этому пути, субъект использует свои избыточные возможности уже не для самовыражения (как было в случае творчества), а для самоутверждения в процессе деятельности. Субъект, уверовав в свое мастерство, и осознав избыток своих возможностей, позволяющих ему решать более сложные, по сравнению с обычными, трудовые задачи, становится на путь преднамеренного усложнения деятельности — внесения в нее более сложных задач, чтобы, разрешая их, самому убедиться в своих больших возможностях, доказать другим свою незаурядность и таким образом сделать деятельность более интересной. Следуя этому пути, субъект, за счет варьирования «несущественными» переменными, будет создавать для себя задачи высокой степени неопределенности, а потом, благодаря тренировке и мобилизации своих возможностей, их успешно разрешать, испытывая при этом чувство удовлетворения. 

Однако решение таких сложных задач, точнее, опасных задач со временем становится для него привычным делом и перестает сопровождаться тем боевым возбуждением, той радостью от успеха, которые он испытывал прежде. Поэтому, избрав такой путь поддержания интереса в труде, субъект пойдет на дальнейшее усложнение задач и внесение в них еще больших опасностей, т. е. пойдет на все возрастающий риск для еще большего самоутверждения в этом процессе. Если творческий путь развития деятельности не имеет предела, то игровой путь, требующий постоянного роста риска — путь все большего «щекотания нервов» — рано или поздно неизбежно ведет к несчастному случаю. [40, с. 271-280]

вернуться в глоссарий по психофизиологии

посмотреть все слова на букву Д

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

 

Владимир Тараненко
Тараненко Владимир Иванович
Обучение Графологии
Семчук Григорий

Семчук Григорий

Книги Владимира Тараненко

Галерея

 Галерея
                                                           




Купить книги Владимира Тараненко на Литрес  Купить книги Владимира Тараненко на Озон

 
 
 
 
 

Использование материалов с сайта corvus.com.ua разрешается только при указании ссылки на оригинал.