Тренинговый центр
«Мастерская визуальной психодиагностики»

Задать вопрос
Задать вопрос
I'm not a bot
Занятие по теме:
Статья по теме:

Установка (психология)

— один из общих принципов саморегуляции жизнедеятельности человека, или иными словами, некий механизм опережения и предварительной «настройки» к ожидаемому воздействию. Установка является незаменимой частью механизма упреждения всех функциональных систем организма и психики. Может быть как сознательной, так и подсознательной; приобретенной или рефлекторной.

В наиболее общем понятии — установка рассматривается как готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношении к данному объекту. Понятие установка первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими психологами для обозначения, обусловленного прошлым опытом фактора (готовности действовать тем или иным образом), определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию (Л. Ланге), а также для описания, возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность различных психических процессов.

Позднее понятие социальной установки — аттитюда — вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально-принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий).

Основные функции установки в деятельности:

  • а) установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;
  • б) установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
  • в) установка может выступать и в качестве фактора, обуславливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям.

 

В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена установка, выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности — уровни смысловых, целевых и операциональных.

Смысловые установки содержат информационный компонент (взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится), эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам), поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл). Возникнув в конкретной деятельности, они могут проявиться при встрече личности со сходными значимыми объектами и определять ее поведение в широком круге сходных ситуаций. Такие смысловые установки становятся обобщенными и превращаются в черты характера личности.

В то же время, целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия.

В свою очередь, операциональная установка имеет место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и т.п. Психофизиологические механизмы, реализующие различные операциональные установки, проявляются в общем тонусе организма, выражающем позу субъекта в целом, определенную преднастройку в сенсорной и моторной области, что предшествует развертыванию тех или иных способов осуществления деятельности.

Смотреть другие
термины на букву
У