Тренинговый центр
«Мастерская визуальной психодиагностики»

Задать вопрос
Задать вопрос
I'm not a bot
Занятие по теме:
Статья по теме:

СМИЛ (метод)

стандартизированный многофакторный метод исследования личности, представляющий собой квантифицированный метод определения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого.

Методика является модифицированным вариантом теста MMPI, впервые разработанного в 1942—49 гг. американскими психологами Маккинли и Хатэуэем в целях профессионального отбора военных летчиков. Автор методики — к. м. н., медицинский психолог Людмила Николаевна Собчик. Двадцатилетний опыт применения методики позволил разработать интерпретационную схему значительно более углубленную по сравнению с американским подходом и использующую тезаурус современной дифференциальной психологии, ориентированной на целостный подход в понимании личности как единства биологических и социальных факторов (Ананьев Б. Г., Симонов П. В., Голубева Э. А., Русалов В. М. и др.).

В основе подхода — положение С. Л. Рубинштейна, согласно которому формирование психики под влиянием социального опыта происходит опосредованно, преломляясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека. В основе разработанной автором интерпретационной схемы лежит концепция личности, в которой определяющим типологическим базисом является сквозное присутствие на всех уровнях личности определенного эмоционально-динамического паттерна, проявляющегося одной или несколькими ведущими тенденциями.

Ведущая тенденция в русле авторской концепции представляет собой устойчивое, стержневое качество личности, уходящее корнями в тип высшей нервной деятельности, в конституционально заданные свойства нервной системы, и придающие индивидуальную окраску стилю переживания, мышления, межличностного поведения, определяющее основную направленность и силу мотивации, тип реакции на стресс, особенности адаптационных механизмов. Эти устойчивые индивидуально-личностные тенденции создают определенное русло, ограничивающее количество степеней свободы при формировании более высоких уровней организации личности — социальной направленности, иерархии ценностей, осознаваемой мотивации, морально-нравственных ориентиров.

Интегративным центром этого конструкта является самосознание, включающее в себя осознанное «Я» в контексте социальных отношений. Баланс между собственно «Я» и окружением реализуется через самооценку и самоконтроль. Разработанная на этой методологической основе индивидуально-личностная типология базируется на сопоставлении контрастных свойств: интроверсия — экстраверсия, тревожность — агрессивность, лабильностьригидность, сензитивность — спонтанность. Эти свойства соотносятся со свойствами нервной системы (активированность — инактивированность, лабильность — инертность, динамичность возбуждения — динамичность торможения), и с типами высшей нервной деятельности — слабым и сильным.

Каждому индивидуально-типологическому варианту соответствует определенный стиль переживания, мышления, мотивационной направленности, известная избирательность в выборе жизненных ценностей, вида профессиональной деятельности, т. е. — свойства, формируемые ведущей тенденцией.