Тренинговый центр
«Мастерская визуальной психодиагностики»

Задать вопрос
Задать вопрос
I'm not a bot

Наши статьи

10 августа, 10:10
Комментарии: 1
Автор: 
Ирина Семчук
Уважение или за что нужно быть благодарным ложке
Уважение или за что нужно быть благодарным ложке

Уважение – это то качество, о котором в нынешнее время практически уже мало кто помнит. Недавно один знакомый поделился со мной своими семейными проблемами. И когда я ему сказала, что между ним и женой нет уважения друг к другу, он ответил, что мы сейчас живем в свободное время, когда каждый вправе поступать так, как хочет, и не может быть ущемлен другим. Мне вообще показалось странным его объяснение. Но это было для меня сигналом того, что люди сейчас не только перестали испытывать настоящее уважение вообще, но и забыли, что в действительности это значит.

Сейчас на понятие «уважение» набрасывается нравственность и мораль. Так, сложившееся в моральном сознании общества понятие уважения предполагает справедливость, равенство прав, возможно, более полное удовлетворение/учитывание интересов людей, предоставление/обеспечение им свобод; доверие к ним, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям; чуткость, вежливость, деликатность, скромность (Википедия).

В детстве ведь учили, что «старших нужно уважать». То есть, им априори нужно было доверять, быть к ним внимательными, вежливыми. Но никто не объяснял, почему именно надо уважать старших.

Что же значит слово «уважение»? «У» –это прочувствовать, ощутить, слиться и стать частью кого-то или чего-то, чтобы понять, с кем или чем имеешь дело. «Важение» идет от слова, «вес», что означает весомость, тяжесть, силу, важность. То есть, уважение означает прочувствовать кого-либо или что-либо и ощутить его важность, силу.

Таким образом, уважение человека должно быть не просто данностью, а прочувствованным пониманием того, какой он есть на самом деле, какая его сила и важность в этом мире. Но проблема нашего времени в том, что люди очень редко стремятся понять другого человека, так как себя считают единственно важным в этом мире. Есть «я», но нет желания понять, прочувствовать другого человека, его сильные стороны, его важность в этом мире, его чувства и желания, не говоря уже об окружающем мире. Родители должны прививать детям способность у-важать с детства, показывая важность и необходимость каждой вещи, каждого элемента быта или природы, которые их окружает. Ведь именно уважение является основой доброты, предшественником благодарности и неотъемлемой частью любви. Именно уважение является залогом построения семейных отношений и гармоничного их развития.

Вы сами хоть раз пробовали посмотреть на любой предмет вашего обихода с уважением, то есть понять его важность и значимость в этом мире? Довольно, непростая задача. Но в то же время, это хорошее упражнение, которое помогает расширить кругозор и понять, что человек является не венцом природы, а лишь одной из его частиц, не более важной, чем другие.

Возьмите, к примеру, обычную ложку из кухонного инвентаря. Казалось бы, как можно ее уважать, что в ней особенного. Но ведь именно ложка помогает нам ежедневно доносить пищу из миски в полость рта, помогает достать варенье из банки, не запачкав руки, помогает перемешать горячий борщ, который варится на плите, не получив ожогов. Она помогает нам облегчить нашу жизнь и заслуживает того, чтобы ее уважали и относились к ней должным образом – мыли, держали в чистоте, использовали по назначению. Если рассуждать далее, то ложка нам дает больше, чем мы ей в ответ. Мы всего-то моем ее, но уж никак не предоставляем ей дополнительных благ для удовлетворения ее потребностей.

Многие возразят – как можно уважать то, что не является живым. Ведь часто уважение относится только к живым существам равным человеку. Человек условно стал «богом», и теперь весь окружающий мир рассматривается им как средства, предметы и орудия, которые нужно использовать на свою корысть. То же самое произошло с окружающими нас людьми. Теперь они воспринимаются как то, что мы должны умело использовать. Произошла утрата понимания, что с каждым человеком рядом мы находимся в со-бытии. Каждый человек, как проявление вот-бытия, проявляется в этом мире рядом с такими же вот-бытийными людьми. В этом и заключается со-бытийность.

Необходимо понять, что уважение необходимо нарабатывать с малого, хотя бы начав с уважения к ложке. Ложка по отношению к нам служит бескорыстно, просто выполняя свою функцию. В ней нет «я», нет важности и особенности. Она, как частица окружающего нас мира, но в то же время не более важна, чем остальные вещи.

Попробуйте теперь проанализировать себя. Что у вас есть такого, что делает жизнь других проще и легче? Но при этом вы делаете это не для удовлетворения своих потребностей и таким образом возвышения себя на пьедестал перед другими. А стремитесь помочь другим, сделать этот мир лучше.

Возможно, кому-то пример с ложкой покажется глупым и нелепым. Но именно таким образом, глядя на вещи под таким углом, можно научиться замечать окружающий мир, не зацикливаясь на себе самом. Именно уважение развивает в человеке заботу не только о ближнем, но и об окружающей среде.

Как же это происходит?

Мир так устроен, что каждая его частица, любой объект природы имеет свою суть, свое предназначение и задачи. Все взаимосвязано, вступает друг с другом в контакт и помогает другому реализовывать как свою программу, так и того, с кем вступил в коммуникацию. Грубо говоря, если взять будь что и поместить это в вакуум, то есть оторвать от взаимодействия с окружающим миром, такой объект утратит свою суть, так как не сможет реализоваться. Так, растение без грунта и воды не сможет расти, пчела без цветов будет бесполезна, барабан без музыканта не будет звучать, ложка без человека не сможет достать из банки варенье. Но если убрать, к примеру, пчелу из привычной для нее среды и поместить в красивую банку, она попросту умрет, так как не сможет реализовываться по своей сути – летать, собирать пыльцу, делать мед. Конечно, можно будет как-то создать искусственные для нее условия, но это будет лишь жалкое подобие природных условий и со временем все равно приведет к истощению и вымиранию пчелы как вида. Так вот, уважением пчелы будет понимание ее сути и предоставление ей условий (природной среды), в которых она сможет максимально реализоваться, устоять как вид. Да еще и принести пользу окружающему миру – запылить цветы и тем самым поспособствовать дальнейшему размножению растений.

Но задаемся ли мы вопросом уважения по отношению к окружающему нас миру? Очень часто мы действуем с позиции собственных желаний, не задумываясь о желаниях других. Так, заводим себе домашних животных, потому что они нам нравятся. Но не задумываемся над тем, чего на самом деле хотят животные, и сможем ли мы обеспечить им максимально природные условия для их жизни, развития и реализации своей сути. Особенно это касается экзотических видов.

То же самое касается и вещей. Мы окружаем себя огромным количеством вещей, но даже не задумываемся об уважении и благодарности по отношению к ним. Очень многие приобретения попадают в наш быт на эмоциях, а вот о сути приобретенной вещи мы задумываемся крайне редко. Пройдясь по своему дому, каждый сможет найти хоть одну вещь, которая очень редко бывает в использовании, а иногда и вообще лежит без надобности. Это может быть одежда, бытовая техника, предметы интерьера, кухонная утварь и т.д.

Так, если вы купили варган, но не играете на нем, таким образом, вы проявляете свое неуважение к этому музыкальному инструменту. Ведь его суть – звучать, издавать музыку, наполнять пространство вибрациями. И если варган не звучит – значит, он был привнесен в этот мир напрасно. Если посмотреть еще глубже, то неуважение будет и по отношению к тому человеку, который сделал этот варган. Выходит, что его труд был напрасным. Также напрасно были использованы природные ресурсы. А в конечном итоге варган, возможно, будет выброшен как хлам. Таким образом, эмоциональная покупка была не только бесполезной, но и стала проявлением неуважения к музыкальному инструменту, производителю и природе.

Что же происходит в человеческих взаимоотношениях? Сейчас практически все отношения людей строятся на основе выгоды. Уже никто не только не испытывает чувство уважения, но и считает это бесполезным и уделом слабых. Есть только «я» и «мои интересы», но никого не заботит то, чего желает другой человек. В семейных отношениях происходит многое именно таким образом. У человека нет желания понять, чего хочет его партнер, какие у него интересы и предпочтения. На партнера смотрят, как на потенциал, который в будущем можно будет раскрыть, но не на пользу самого партнера, а с перспективой и выгодой для самого себя. И если, к примеру, мужчина по своей природе слесарь от бога, но жена желает, чтобы он имел престижную работу и много зарабатывал, то ему придется переступить через себя, заниматься тем делом, которое ему не нравится, не приносит удовольствия, да еще и не дает развития как личности. А требование жены относительно мужа говорят о ее неуважении к нему. Ведь она не воспринимает его таким, какой он есть по своей сути.

Исходя из описанной выше ситуации выходит, что с самого начала мужчина и женщина строили взаимоотношения, не испытывая уважения друг к другу и не понимая, кто их партнер по своей природе, какие у него приоритеты в жизни, желания и мировоззрение.

Уважение к окружающему нас миру, как в целом, так и к отдельной его частице, является основой к уважению окружающих нас людей. Как не прискорбно, но сейчас этому не учат. Детей воспитывают в модели потребителей, которые не заботятся о том, что и кто их окружает, и о том, что будет после них. Детей учат тому, как заполучить желаемое, как выделиться среди остальных, как получить больше эмоций и развлечений. И не странно, что став взрослыми, именно эти умения они и привнесут во взаимоотношения не только с окружающим миром и людьми, но и со своими партнерами. «Уважать друг друга? … А зачем, этому нас в детстве не учили!»

Другие материалы
Чашка и характер ее владельца
15 ноября, 9:09
Наверное, трудно будет найти человека, который ни разу в жизни не пользовался таким предметом
Взгляд на современный кинематограф
12 января, 13:13
Кинематограф был изобретен еще в конце ХІХ века, но набрал свою популярность уже в ХХ веке. Он стал
Статья в журнале Faces. Физиогномический анализ Анны Винтур
15 апреля, 11:11
В сентябре-октябре 2014 года в журнале FACES вышел физиогномический анализ Анны Винтур Анализ
Комментарии: 1
Добавить
Марина
10 августа, 21:21
Есть над чем задуматься...

Добавить комментарий

Закрыть
I'm not a bot