Тренинговый центр
«Мастерская визуальной психодиагностики»

Задать вопрос
Задать вопрос
I'm not a bot
15 ноября, 10:10
Комментарии: 0
Автор: 
Ирина Семчук
Миф о «хороших» привычках
Миф о «хороших» привычках

Родители мне в детстве говорили, что у меня есть плохие привычки, от которых нужно избавляться, а вот хорошим нужно бы и поучиться. Но что такое привычка и зачем она нужна? Почему данное слово так часто звучит в быту и на устах у психологов, и что на самом деле за этим стоит?

Привычка – это хорошо усвоенное действие, которое человек повторяет при определенных условиях. Например, застилать постель утром, чистить зубы, делать зарядку. И все доходит до автоматизма вследствие того, что действие повторяется несколько раз подряд изо дня в день либо при определенных условиях. Таким образом, человек перестает задумываться, чтобы совершить действия, вошедшие в привычку.

Психологами принято разделять привычки на разные группы, по типу профессиональные, бытовые, индивидуальные, социальные, жизненно-важные, общественно ценные, а самое главное хорошие и плохие. Но здесь и кроется самый большой подвох, который мешает человеку жить осознанно – хороших привычек не бывает!

Само по себе понятие привычки уже является негативным для человека, поскольку он теряет осознанность, понимание потребности в выполняемом действии. И, к примеру, прием пищи превращается уже не в осознанное получение питания в зависимости от потребностей организма и психического состояния, а в привычку есть после работы, в 14 часов, во время просмотра телесериала или еще при каких-то обстоятельствах. Так утреннее приветствие соседа является уже не действительным желанием ему доброго утра, а формальным привычным делом, за которым нет внутреннего ощущения и доброжелательности. И действия, сделанные по привычке, очень часто могут не фиксироваться и через некоторое время даже забываться.

А если разобраться и постараться проанализировать свои действия за весь день, месяц, год, десятилетия, то можно, прийти к выводу, что вся жизнь – это вовсе и не жизнь в присутствии, а существование роботизированного организма, который все делает на автомате, на основании вложенной в него программы – привычки. Голодный – значит по привычке нужно что-то бросить, чтобы болталось в желудке. Устал – значит по привычке нужно включить телевизор и посмотреть телесериал, лежа на диване. Скучно – значит по привычке зайти в интернет на сайт соцсетей, чтобы покопаться в совсем ненужной информации, дабы занять себя чем-то. А где же во всей этой цепочке намерений и действий находиться сознание человека? Да попросту отсутствует, выключено за ненадобностью.

И здесь возникает главный вопрос. Почему человек живет, как автоматизированное существо, действующее на основании привычки? Кому это выгодно?

Со времен, когда человек перестал быть свободным и из производителя превратился в потребителя, сознание за ненадобностью и стало отключаться, так как его заменили автоматическими программами, то есть привычками, которые подавляют в человеке бунтарство и свободолюбие. Как только у человека забрали возможность заботиться о самом себе, заменив ее рабой на систему, чтобы получать зарплату за службу, так осознанность потихоньку и начала выключаться, замещаясь привычками. Ведь человеку проще жить с программой (привычкой) работать на кого-то, чем осознавать, что он не имеет собственной свободы и в огромной зависимости от работодателя.

А ведь во времена Кроманьонской эпохи привычка для человека была бы равна быстрой смерти. Ведь действия на автомате лишают присутствия, бдительности и осторожности. Так, возвращаясь домой с охоты по знакомой, казалось бы, тропе, кроманьонцу всегда нужно было быть осознанным. Он понимал, что каждый миг все в природе меняется, что за знакомым деревом может поджидать дикий зверь, а погодные условия или природные силы за поворотом могут создать преграду в виде обвала деревьев, камней или еще какого-то катаклизма, который мог послужить причиной смерти.

Да и Дон Хуан постоянно ломал привычки Кастанеды, объясняя все тем, что охотник не должен их иметь. Ведь привычка – это повторяющееся действие по одному и тому же сценарию. Повторение дает прогнозированность. Прогнозированность дает возможность тебя просчитать. Когда тебя просчитают, ты превращаешься из охотника в жертву.

Привычки на столько поглотили нашу жизнь, что практически не оставили пространства для осознанного и свободного действия. Мы ищем работу по привычке, что нужно работать и «быть полезным» для общества вместо того, чтобы заниматься тем, чем хочется и что по душе. Ищем отношений, потому что привыкли, что нужно с кем-то быть и стремимся убежать от одиночества. Либо наоборот привыкаем заботиться только о себе и не можем пустить в свою жизнь партнера.

По привычке мы делаем ненужную и бесполезную работу, потому что привыкли так делать, при этом обманываем себя объяснениями, что так делали наши родители, бабушки и дедушки либо еще хуже – «А что скажут люди?!». Но при этом не задумываемся, не хотим просто осознавать, что смысла и пользы в сделанных действиях или проделанной работе нет. Еще хуже, когда от таких действий наносится вред как себе, так и окружающим.

А в отношениях любовь почему-то тоже замещаем привычкой быть вместе, привычкой стабильности. Воспитывая детей, мы насаживаем им наши привычки, а потом делаем из них привязанных к себе и немощных особей общества, которые не способны жить самостоятельно без родителей до самой их смерти.

Так кому же выгодно, чтобы мы жили по привычке и не задумывались о целесообразности привычных действий, не становились осмысленными? Конечно же, в этом заинтересованно государство, так как ему нужны люди, которые будут ходить на работу, отдавать свои силы и ресурсы взамен за мнимую беспечность. Большая доля заинтересованности в привычках у производителей пищевой, фармацевтической и других промышленностей. Ведь есть же такие привычки, как по утрам пить кофе, есть мюсли, завтракать горячими бутербродами, а собираясь с друзьями, пить пиво, закусывая его чипсами или сухариками. И все это продукты промышленного, а не домашнего производства. А привычка пить таблетку от головной боли либо какие-то противовирусные препараты. Она так сильно насажена нам через рекламу, что мы даже не задумываемся о самих причинах головных болей либо заболеваний, не говоря уже о том, чтобы обращаться к природным лекарствам. И так можно разобрать каждую сферу жизни, которая не лишена привычек и за которой есть свой заинтересованный поставщик привычных нам предметов.

Вторым срезом заинтересованных в наших привычках стоит рассмотреть эгрегорную систему. Она конкретно подпитывается от человеческих эмоций. Привычка же как раз является одним из основных ее инструментов, который позволяет человеку жить неосознанно, не задумываясь о своем жизненном пути, предназначении, духовном росте. Оставаясь в неведении и не желая развиваться, человек из жизни в жизнь перерождается на этой планете, продолжая бесплатно и досыта кормить эгрегоров своей энергетикой. Очень хорошо продумано, исходя из того, что мы, как доноры, даже не задумываемся об этом.

Стоит рассмотреть еще один аспект привычки, а именно влияние ее на наше будущее.

Привычка как предпочтение в некотором роде является врагом нашей бытийности, или другими словами жизни в присутствии, потому что не дает нам возможности, права выбирать именно того, чего мы хотим на данный момент. Мы перестаем прислушиваться к самим себе и к потребностям своего организма, а делаем все по накатанной. Более того, предпочтение, как привычка, является движущей силой в творении нашего будущего, нашей кармы (если данное понятие кому-то ближе).

Предпочтение – это наше волеизъявление, желание сделать что-то, в приоритете выделяя тот или иной предмет. Например, человек любит есть бананы и отдает им свое предпочтение перед другой едой. Со временем это входит в привычку есть именно бананы, а не какие-нибудь другие фрукты. И когда перед ним откроется широкий выбор продуктов среди которых тоже будет банан, вероятность того, что его выбор падет именно на банан, равна 90%. То есть другие продукты попадут в «немилость» и будут пренебрежены человеком в силу его привычки.

На энергетическом уровне человек, имея привычку, то есть систематически выработанную программу, которая как работала в прошлом, так и должна работать в будущем, отправляет в пространство запрос о бананах. Именно этот продукт его интересует. И именно с этим продуктом у человека настраивается связь, тонкий канал восприятия, который помогает улавливать друг друга на расстоянии. Поэтому когда перед человеком открывается широкий выбор различных продуктов, банан начинает действовать на него с большей силой и интенсивностью, чем другие продукты, потому что у банана есть свой выделенный канал связи. Другие продукты просто перестают улавливаться, поскольку человек движется лишь на основе заложенной программы – привычки и закрыт для всецелого восприятия, которое возможно лишь в состоянии присутствия и осознанности. Таким образом, человек уже бессознательно будет тянуться именно к банану, как в нашем примере, так как ранее дал запрос в пространство, а потом получил четкий сигнал в ответ, не принимая никаких других сигналов.

Стоит отметить, что такого плана выделенные каналы человек бессознательно настраивает во всем, начиная от еды, эмоций, качества получаемой информации, событий и т.д., заканчивая окружением, благосостоянием и здоровьем. Они зависят еще от того, какая причина возникшей у человека привычки и какие намерения у него есть относительно предшествующих событий (его планы), которые должны произойти.

Вторым фактором в творении будущего выступает психический характер самого предмета, который человек выбирает, отдавая ему свое предпочтение, или другими словами делая его объектом своей привычки. Ведь при выборе каких-то продуктов, слов, предметов и при употреблении либо использовании их человек перенимает на себя их характер. Таким образом, отдавая постоянное предпочтение чему-то одному, мы рискуем потерять себя самих, приобретая взамен качества и характер других объектов (предметов). Неспроста народная мудрость гласит: «с кем поведешься, того и наберешься».

Для того, чтобы не терять себя и быть всегда присутствующим, бытийным, не нужно отдавать предпочтение чему-нибудь, или, другими словами, «любить» что-то, делая это объектом своей привычки, как в примере с бананом. Ведь такая псевдо любовь не дает нам возможности в нужной ситуации выбрать наиболее подходящий предмет, продукт, слово и т.п., которые помогут нам максимально наилучше решить текущий вопрос или проблему. Отсутствие псевдо любви к чему-либо, отсутствие привички позволяет нам оценивать ситуацию ежесекундно и принимать решение бытийно, присутствуя здесь и сейчас, всецело оценивая ситуацию, а не опираясь на прошлый опыт и наработки.

Так почему же психологи и психотерапевты так любят менять одни привычки (плохие) на другие (хорошие)? Да банально, человеку подсовывают костыли, чтобы дальше шлепал по дорогам жизни и не падал. А самостоятельно учить ходить без подпорок – это очень сложно, сами не всегда умеют. И конечно это показатель того, насколько мы уже превратились в существ, которые утратили способность думать и самое главное – мыслить самостоятельно. Вместо этого просим предоставить нам уже заранее заготовленный штамп.

Единственную привычку следовало бы завести каждому, ну, если вы это не можете делать осознанно, так это постоянно задавать себе два вопроса перед каждым своим действием «Хочу ли я этого в данный момент?» и «Зачем мне это нужно?».

Другие материалы
Характер человека по лицу
03 февраля, 22:22
Во все времена люди стремились найти закономерности между внешностью человека и его моделями
Психологический анализ названий Мерылин и Хельга
26 ноября, 10:10
Пример подбора названия для парфюмерного товара (вариант сокращенный, поскольку выполнялся как «
Аллергия - что это?
09 января, 23:23
Мы решили написать статью об аллергии, потому что данное заболевание с каждым годом набирает все
Комментарии: 0
Добавить

Добавить комментарий

Закрыть
I'm not a bot