Тренинговый центр
«Мастерская визуальной психодиагностики»

Задать вопрос
Задать вопрос
I'm not a bot

Наши статьи

05 апреля, 10:10
Комментарии: 0
Автор: 
Ирина Семчук
Игра как полезный опыт или отрыв от реальности?
Игра как полезный опыт, или отрыв от реальности

«Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры». Это слова Вильяма Шекспира, которые многие хоть раз, да слышали, а некоторые даже считают ее своим жизненным наставлением. Игра является частью нашей жизни, начиная с младенчества и заканчивая иногда даже преклонным возрастом. Но что она в себе несет? Какие у нее цели и задачи? И что в ней может быть плохого?

Игра – это вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате, а в самом процессе. Для многих животных она является неотъемлемой частью обучающего процесса. Человек в этом плане не исключение. Именно игра позволяет учиться, получать навыки и оттачивать свое мастерство. Она может иметь как запланированный сценарий, так и быть полностью непрогнозированным действием. Но почему-то очень часто случается, что игра становится уже не частью, а основой жизни некоторых людей. Давайте и попытаемся понять, как и почему это происходит.

В основе игры лежат учения и получения определенных навыков. Вспомните тех же котят, которые с самого маленького начинают играть в догонялки. Они в игровой форме начинают учиться владеть своим телом, отрабатывать приемы атаки и нападения, а также приемы отступления и защиты. Именно мать учит своих детей всему этому. Ведь ее задачей является максимально подготовить котят к взрослой жизни и дать им все знания для самостоятельного выживания во внешнем мире. Очень важной деталью является то, что кроме игры со временем включаются и практические занятия. Кошка приносит живую мышку и позволяет котятам управиться с ней. Таким образом, кроме теории как игры, обязательным фактором являются элементы реальных жизненных ситуаций для закрепления полученных знаний.

Какова же роль игры в жизни человека? На ранних стадиях жизни и развития она является основным методом познания этого мира. С самого маленького возраста ребенок желает играть. Именно через игру он пытается научиться понять этот мир, научиться в нем жить, делать его лучше. Маленький ребенок, играя со своими ножками, ручками, учится ими управлять, а также владеть своим телом. Ползанья, кувырки и тому подобные упражнения являются для маленького человечка игрой и способом познания, которые позже перейдут в практику – ходьбу и беганье. И чем старше становится ребенок, его игры все больше набирают черты социального характера. Если на ранних стадиях развития ребенка игры направлены на познание себя и внешнего мира, то позже их целью становится познание себя в социуме, а также определение своей роли в нем. Проще говоря, дети начинают копировать своих родителей, повторять в игровой форме выполнение тех дел, которыми занимаются взрослые, стараясь таким образом подготовиться к самостоятельной жизни. И очень важно не упустить этот момент, а дать ребенку возможность кроме игры, как теоретической базы, получить практические навыки. Но очень часто вместо того, чтобы дать ребенку возможность сделать что-то самостоятельно, получив практический навык и опыт, а также удовольствие от сделанной работы, взрослые отбрасывают детей в дальнюю комнату, чтобы те им не мешали. Конечно, на выполнение работы самостоятельно нужно значительно меньше времени, нежели когда будет участвовать в этом ребенок. Но ведь и процесс обучения нельзя считать быстрым. Именно благодаря терпению и постоянной практике ребенок, как и взрослый человек, может чему-то научиться, а то и стать в этом специалистом. Ведь стать хорошим музыкантом, либо художником невозможно в один миг. Для этого нужно много тренироваться, иногда даже годами.

Родители начали терять понимание того, что дети пришли в этот мир для получения опыта, знаний и навыков, чтобы вырасти духовно и сделать этот мир лучше. Многим кажется, что ребенок должен играть в разные игры и отдыхать, а вопросом воспитания должны заниматься воспитатели и учителя в детском саде и школе. Но в таком подходе присутствует разделение надвое единого природного процесса игры и обучения, так как за теоретическими навыками отсутствует возможность реализовать их на практике. Отсутствует возможность взаимодействовать и контактировать с этим миром через участие в разных делах, а вместе с этим и утрачивается возможность что-то привносить и созидать.

Самое простое, во что начинают играть малыши, научившись только ходить, это игра в песочнице. Игрушечные ведерки, лопатки, грабли и другой инвентарь, а также работа с природным элементом – песком, дают контакт ребенку с природой, с элементом Земли, а также навыки созидания. И если позже вовлечь ребенка в процесс посадки растений, а потом и ухода за ними, он получит от этого массу удовольствий, закрепив свои знания на практике. Именно так в древности и поступали, через игру учили ребенка быть присутствующим и бытийным, понимать природу и взаимодействовать с ней.

Сейчас же игры направлены на то, чтобы взращивать «эго» ребенка. Игра утратила свой прежний смысл. Теперь за игрой нет нужды на практике закреплять полученные навыки. Теперь весь смысл игры лишь в том, чтобы как-то проводить свое свободное время. И если кошка действительно играет с котятами, давая в игровой форме навыки охоты и выживания, то родители очень часто забывают о сути и предназначении самой игры. Да и очень редко уделяют свое внимание тому, чтобы ребенок действительно чему-то научился. «Пусть играет и занимает себя чем-то, лишь бы только не мешал». Игра перестает быть элементом обучения, превратившись в сухую теорию, мир идей и иллюзий, а также оторванность от реальности.

Когда родители не дают ребенку возможности проявить себя, замыкая игры лишь как на процессе траты свободного времени, а не на получении опыта, ребенок теряет связь с реальным миром. Более того, через отсутствие возможности реализации полученных навыков, смысл игры переходит в соперничество, и соответственно во взращивание собственного «эго».

Дети, таким образом, все дальше и дальше отдаляются от понимания мира и самих себя. В детских играх стало важно уже не то, чему ребенок научился и что он понял, а то, какого уровня он достиг и победил ли соперников.

Но благодаря такому воспитанию, где «эго» является главным атрибутом игры, даже во взрослой жизни человек не перестает играть. Только вот игрушки у него уже не детские, а взрослые. По такому принципу покупается все больше и больше новых вещей от мобильных телефонов, пароварок, телевизоров до тренажеров, гироскутеров и автомобилей. Делаются ремонты в квартирах, покупаются новые одежды, и все это выступает для удовлетворения собственного эго, своих потребностей в чем-то новом и крутом, лучшем, чем у остальных. Только вот пользы от них практически никакой, да и процесс воспитания, получения нового опыта и использования его в жизни тоже нивелируется. Только и того, что тратится свободное время, так как побыть наедине с самим собой уже может далеко не каждый.

Компьютерные игры

Одним из прототипов компьютерных игр были тренажеры-симуляторы для летчиков. Они помогали наработать реакцию, технику и умение управления самолетом, чтобы потом в реальной ситуации снизить для жизни риск и не разбиться на самом взлете. Такого рода тренажеры используются в разных сферах и сейчас, особенно в военной подготовке. И очень успешным ходом со стороны военных было выпустить данные технологии в массы в виде компьютерных игр, чтобы те, кто не знает, чем себя занять, тренировались. Если в настоящей жизни кровь и физическое насилие пугает многих, то постоянные убийства являются нормой большого числа компьютерных игр. Так, возникает риск того, что компьютерные игры могут привести к одной из ситуаций. С одной стороны виртуальность игр, за которыми нет практических закреплений полученных навыков. Весь смысл жизни переходит в разряд виртуальности и спецэффектов, возможности творить «чудеса», не выходя из дома. Настоящая же жизнь теряет свой смысл. С другой стороны все эти компьютерные игры кому-то все же захочется реализовать в жизни, проверить свои умения драки, стрельбы и тому подобного в настоящей жизни с настоящими, а не виртуальными, участниками.

Спорт как вид игры

Олимпийские игры изначально были частью древнегреческой культуры. Стать их участником мог каждый мужчина, но лишь грек по происхождению. Соревнования проходили в таких состязаниях, как бег, метание ядра, копья и другие. И что было характерно, участники олимпийских игр были не профессиональными спортсменами, а обычными людьми, которые в повседневной жизни занимались своими отдельными профессиями. Известно, что среди чемпионов Олимпийских игр были такие личности, как древнегреческий философ Пифагор, историк Плутарх. Ведь вся эллинская система воспитания и обучения была построена на гармоничном развитии человека, как в интеллектуальном, так и в физическом плане. Великие люди не могли не быть спортсменами, что подтверждается примерами Архимеда, Платона, Плутарха. Но спорт для них был не просто игрой, а занятием, которое помогало им получать навыки и использовать их в повседневной жизни, как для самообороны, так и на случай войны.

Сейчас же спорт и разного рода спортивные игры превратился в профессиональную деятельность. И главной задачей этой деятельности – это зрелище для других. Только вот практического применения этим знаниям в жизни нет. Если раньше метание копья или стрельба из лука были востребованными умениями для охотников или воинов, то сейчас это всего лишь пережитки. Если раньше силачи действительно занимались тяжелой работой в поле, в кузнице или в лесу, таская на себе бревна, то сегодня силач с грудой мышц только и того, что может лишь похвастаться ими перед другими.

Да простят нас любители футбола, но какую практическую пользу приносит человеку умение правильно бить по мячу?

Театр

Игра актера – это еще один из видов игры. Ведь маленькие дети в детстве тоже представляют себя какими-то героями, ведя беседы, поединки с выдуманными персонажами. Именно актерская игра позволяет понять другого человека, поставив себя на его место.

Но мало кто догадывается о том, что именно актерская игра является очень сильным магическим способом познания, но в то же время и очень опасным, так как может привести к потере самого себя. В древности маги могли выведывать тайную информацию, используя метод игры. Поставив себя на место другого человека, они не только начинали чувствовать все его тело, но и слышать его мысли и видеть его глазами. По некоторым данным, этими технологиями до сих пор пользуются спецслужбы, но они, конечно, засекречены. Да и не каждый владеет такими способностями. Но больше всего опасности в том, что примеряя на себя роль другого, человек добровольно освобождает свое тело от себя самого и позволяет вселиться в него духу другого. Конечно, это может звучать довольно странно, но так оно на самом деле и есть. Если человек в игре всецело отдается роли и забывает о самом себе, то существует очень большой риск действительно потерять самого себя. А это чревато таким заболеванием, как болезнь Паркинсона.

На актерской игре построено немало психологических методов. Одним из таких является метод семейных расстановок по Хеллингеру, где участники расстановок примеряют на себя роли близких и родных того человека, чья проблема разбирается. Иногда примеряются роли не только живых, но и давно уже умерших родственников. Сама суть метода заключается еще в том, что нужно не просто сыграть определенную социальную роль по типу «папа», «мама», а конкретно войти в образ, почувствовать человека и передать свое состояние, свои желания или переживания того, чья роль проигрывается. А это довольно опасно, так как люди, не понимая того, начинают поднимать на контакт потусторонний мир.

Проблемой актерской игры современного театра и кинематографа состоит еще в том, что утратилась сама ее суть и предназначение, а именно возможность через игру научить зрителя, показать ему выходы из сложных проблем благодаря постановкам и проигрыванием определенных жизненных ситуаций. Ведь человек не всегда может посмотреть на себя со стороны. А актер может показать опыт других людей именно через игру. Но, к сожалению, нынешний театр и кинематограф направлен на возбуждение эмоций у зрителя и желание зрелищ. Теперь важнее не то, что проигрывается на сцене или экране, в чем суть произведения, а то, как мастерски сыграли актеры и сколько денег потрачено на постановку.

Да и зрители не стараются найти какой-то смысл, чтобы с помощью него научиться чему-то. Для них уже важнее экшн, драйв, эмоции. Ведь чем круче сыграна роль актером, тем больше его начинают копировать в жизни, не задумываясь даже о последствиях. Люди стали терять себя, стараясь быть похожими на каких-то героев. А актерская игра стала частью жизни многих обычных людей. Играются разные роли с друзьями, коллегами, мужьями и женами, родителями и детьми. И эта игра уже перестала быть обучающим процессом, а превратилась в надежный метод самообмана и убегания от самих себя.

Заключение

Мы забыли о сути игры и ее предназначении. А вместе с этим сама жизнь превратилась в сплошную игру. Вместо обучающего процесса и поиска вариантов для дальнейшего применения в жизни, мы убегаем от принятия решений, от ответственности за свою жизнь, прикрываясь играми, занимающими лишь свободное время и только. Мы перестали задумываться о смысле вещей и их предназначении, превращая их в пустые игрушки без смысла и корысти. А уставая от старых игрушек, мы стремимся к новым, вызывающим еще больше эмоций и впечатлений. И, наверное, стоит хоть на миг задуматься, не играем ли мы сейчас, а если играем, то какой в этой игре смысл и чему хорошему мы можем научиться.

Другие материалы
Уважение или за что нужно быть благодарным ложке
10 августа, 10:10
Уважение – это то качество, о котором в нынешнее время практически уже мало кто помнит. Недавно
Аллергия - что это?
09 января, 23:23
Мы решили написать статью об аллергии, потому что данное заболевание с каждым годом набирает все
Физиогномика женщин и мужчин
04 марта, 1:01
Довольно часто приходится слышать о том, что определенные черты лица в физиогномике лица имеют
Комментарии: 0
Добавить

Добавить комментарий

Закрыть
I'm not a bot