Тренинговый центр
«Мастерская визуальной психодиагностики»

Задать вопрос
Задать вопрос
I'm not a bot
18 мая, 0:00
Комментарии: 0
Автор: 
Григорий Семчук
Цвет и человек
Цвет и человек

Мотивом написания данной статьи послужило стремление разобраться в вопросе взаимодействия таких явлений в жизни как «цвет» и «человек». Если подать запрос в интернете на тему «психологическое влияние цвета» либо «цвет и человек», то многие выдают информацию о том, «как мы воспринимаем цвет», «какую он имеет длину волны» либо «его влияние на нашу физиологию». Также будет множество символизмов, ассоциаций, интроекций, что в итоге приводит в состояние замешательства, так как часто идет смешение грешного с праведным. Чего нет в ответах о цвете, так это какой характер самого цвета. Цвет используют как лакмусовую бумажку, как проективную методику, чтобы определить характер человека, его предпочтения и модели поведения. Но где же сам цвет? Почему он выпадает из схемы нашего восприятия как самобытный, самодостаточный и присутствующий элемент, который имеет свое характерное проявление в этом мире? Ведь говорить, что цвет проявляется только как длина волны или как наши физиологические реакции, это то же самое, что сказать, что вы любите своего партнера из-за того, что он отражается в ваших глазах и у вас в его присутствии учащается пульс.

В основе такого упущения лежит глубоко и сильно запаянная программа восприятия «реальности» этого мира человеком. Человек стал считать себя правителем, мерилом того, что существует как действительность. Человек стал субъектом, который теперь весь окружающий мир воспринимает, как объекты. Постоянно идет субъектно-объектное противопоставление, в котором человек становится условно «богом», который дает возможность окружающему миру «быть» вокруг нас. Если копнуть историю философии, цепочка изменения нашего восприятия будет тянуться через Аристотеля, Платона, Декарта, Ницше.

Теперь человек как понятие дискретно дробится на категории: психология, физиология, социология и прочее. Цвет, как понятие, дробится на составляющие по восприятию: эстетическая, психологическая, ассоциативная, психотерапевтическая и прочие. Во времена Гераклита и Парменида человек воспринимал мир, какой он есть, и давал возможность ему таковым быть. Сейчас мир воспринимается как тот, который необходимо себе подчинить и управлять. Раньше «истина» была как «алатея», «несокрытость», проявление бытия через сущее. Сейчас «истина» это «правильность», это то, как считает большинство. И теперь «большинство» считает, что цвет является просто определенной световой волной. Понятно, что без человеческого восприятия не было бы видения цвета, но сам цвет есть до того, как мы его начинаем видеть. Цвет «есть» как определенное проявление в этом мире. Человеку необходимо унять свою гордыню и тщеславие, и принять, что цвет в этом мире не менее бытийный, чем сам человек.

Цвет есть, и у каждого цвета свой неповторимый и уникальный характер. Некоторые цвета являются автономными и независимыми, некоторые гетерономными. Под этими понятиями подразумевается то, что цвет имеет свою силу. И некоторые цвета сильнее нашей «психики». Очень важно то, насколько много цвета. Огромная разница, когда вы месяц идете по белой «пустыне» Антарктиды, или когда у вас выпадет первый снег и через день тает. Есть разница, когда у вас вся комната синяя, или когда только тумбочка покрашена в синий цвет. Но для того, чтобы понять, как будет на человека воздействовать цвет и в каком количестве, необходимо понять его характер.

Можно сказать, что цвета нам даны, они вступают с нами в коммуникацию и по-разному влияют на наше состояние. Один из первых, кто поднял вопрос о цвете и его независимом характере, был художник Василий Кандинский. Позже уже психолог и философ Макс Люшер основательно занялся этим вопросом. Люшер «вышел» на характер цвета через восприятие и реакцию человека в разных состояниях. Заметьте, Макс Люшер изучал цвет благодаря восприятию человека. Он в своих экспериментах использовал именно человека, как лакмусовую бумажку, чтобы понять, какой цвет по своему представлению на самом деле. Люшер проделал огромный труд и за это ему огромная благодарность. Но дальше опять включились те, кто эту информацию начал использовать, чтобы управлять, направлять и контролировать самого же человека. Цвет опять ушел от вопроса о своем бытийном характере.

Кроме характера каждый цвет имеет такое понятие, как поведение и движение в пространстве. Ведь каждый из нас, кто будет смотреть на черный цвет, уловит ощущение, что «черный цвет втягивает». Либо глядя на синий цвет, возникнет ощущение, что в «синий цвет глубокий и в нем тонешь». Или глядя на красный цвет каждый скажет, что он «бьет по глазам». Заметьте, как именно поставлены фразы. В них заложено то, как именно ведет себя цвет, имея свою автономную модель поведения. И если нас убеждают, что мы являемся мерилом реальности этого мира, то наш язык еще сохранил формы, в которых осталось чистое феноменальное восприятие.

Если не знать характер каждого цвета в отдельности, тогда человек ничего не может сказать об оттенках. Какой будет характер сине-голубого (когда синего больше), голубо-синего (когда голубого больше) или оттенка, когда синего и голубого при смешивании добавляют в равных пропорциях? В основном дают характеристики в стиле: «этот цвет холодный и мне не нравится» или «этот цвет у меня ассоциируется с цветом морской волны на пляжах Майами». Но понимать характер оттенков при смешивании разных цветов это то же самое, что понимать, как сочетаются две акцентуации в одном характере человека. Например, как будет вести себя человек, у которого возбудимость смешивается с педантизмом в равнозначно выраженных пропорциях. Макс Люшер вышел на оттенки, но опять же эмпирическим путем. Но все варианты он перебрать не смог.

Так что давайте будем уважать цвета и принимать их такими, какие они есть!

Другие материалы
Статья в журнале «Faces». Физиогномический разбор Кейт Мосс
14 ноября, 17:17
В ноябре 2013 года в московском журнале «FACES» вышел физиогномический анализ Кейт Мосс. Верхний
Како будет лучше: взять иль дать?
01 сентября, 0:00
«Взять или дать?» Данный вопрос мало кто себе задает, а если разобраться, то он практически никем и
Физиогномический анализ Стивена Пэддока (Лас-вегасский стрелок)
16 октября, 12:12
Сейчас идет много разговоров о том, что же лежит в основе главного мотива Стивена Пэддока, который
Комментарии: 0
Добавить

Добавить комментарий

Закрыть
I'm not a bot